Как «научить» мозг достигать любых целей

01-08-2023 16:30

Почему мы порой поступаем нелогично и опрометчиво? Например, тратим время на второстепенные задачи, забывая о главном? Отвлекаемся на ненужные действия, когда заняты важным делом? Любим усложнять и считаем, что справимся с многими задачами одновременно? Причину этих и других проблем стоит искать не только в психологии, но и в особенностях устройства нашего мозга. Их невозможно изменить, но можно и нужно учитывать как в учёбе, так и в повседневной жизни.

«Все больше людей в современном мире получают деньги за то, что думают, а не за то, что просто выполняют рутинную работу. Но человек — а вернее, его мозг — так устроен, что не может долгое время постоянно принимать сложные решения и выполнять новые задачи. Существуют чисто биологические ограничения. Как ни удивительно, понять, в чём они состоят, — один из лучших способов повысить эффективность мыслительной деятельности», — пишет Дэвид Рок.

В одной из своих книг автор рассказывает: почему наш мозг чувствует себя перегруженным и что делать, чтобы использовать мыслительные возможности по максимуму.

Главное — расстановка приоритетов

Почему не нужно откладывать «на потом»?

Чтобы представить себе что-то, чего вы никогда не видели, нужно потратить много энергии и усилий. Этим отчасти объясняется, почему люди тратят больше времени на размышления над проблемами (т. е. над тем, что известно), чем над решениями (т. е. над вещами, которых они никогда не видели). Этим объясняется также, почему так трудно ставить перед собой цели (трудно вообразить себе будущее).

Трудно также расставлять приоритеты. Ведь в процессе их расстановки необходимо представить себе, а затем подробно рассмотреть концепции, с которыми вы никогда непосредственно не сталкивались.

Человеку полезно знать свои потребности в ментальной энергии и в соответствии с этим планировать свои действия. Поэкспериментируйте с разными схемами и расписаниями.

Есть методика, согласно которой работу следует разбивать на временные блоки не по тематическому принципу, а по характеру мозговой деятельности. Например, один блок — разработка творческих идей, другой — деловым встречам, третий — рутинным обязанностям. Так как глубокие размышления требуют больших усилий, лучше запланировать на утро или поздний вечер (выбирайте время, когда энергии больше всего).

Итак:

  • Предпочитайте расстановку приоритетов рутинным действиям, чтобы самое энергозатратное действие было в начале.
  • Разбивайте своё рабочее время на блоки, предназначенные для разных типов мыслительной деятельности.
  • Составляйте списки важных дел.
  • «Не пускайте на сцену лишних актёров» — научитесь говорить «нет» задачам, не входящим в список приоритетных.
  • Планируйте задачи, требующие наибольшего внимания, на то время, когда мозг свеж и активен.

Как сказать «нет» отвлекающим факторам

Внимание легко рассеивается. Реакция на отвлекающие факторы истощает и без того скромные ресурсы префронтальной коры. А желание быть на связи 24/7 с другими людьми при помощи технологических средств может сильно снизить интеллектуальный потенциал человека примерно так же, как бессонная ночь.

  • Устраните внешние раздражители.
  • Уменьшите вероятность возникновения внутренних раздражителей, перед тем как браться за сложное дело.
  • Улучшайте свою систему мыслительного торможения, практикуйтесь в торможении всех типов, включая физическое действие.
  • Перехватывайте реакцию на отвлекающие факторы как можно раньше, прежде чем она проявится.

«Сцена» сознания мала — гораздо меньше, чем кажется

Поэтому чем меньше информации вы одновременно удерживаете, тем лучше. Новые концепции занимают «на сцене» больше места, чем хорошо знакомые.

  • Упрощайте информацию, сосредоточившись на самых ярких элементах концепции.
  • Когда у вас накапливается слишком много информации, группируйте её.

Как «жонглировать пятью предметами»

Переключение с одной задачи на другую и обратно требует энергии. Если постоянно переключаться — можно сделать немало ошибок. Многозадачность достигается без труда, если шаблоны задачи успели закрепиться в долговременной памяти.

  • Если качество и точность имеют значение, то единственный способ выполнить два осознанных задания — выполнять их по очереди.
  • Старайтесь добиться автоматизма при повторении повторяющихся заданий.
  • Если вам нужно работать в многозадачном режиме, совмещайте активные мыслительные задачи с автоматическими, шаблонными действиями.

В поисках большей эффективности

Химия мозга меняется в течение дня в результате действия внешних раздражителей. Если на вас накричали на уроке, то остальную часть дня вы можете ощущать себя «на взводе». Отправившись с одноклассниками в поход, который долго ждали, у вас улучшится настроение. Однако собственный «химический статус» можно самостоятельно изменить при помощи различных ментальных техник. Такие техники могут помочь снизить или повысить уровни внимания, интереса или того и другого одновременно.

Активизируем внимание

Рассмотрим две основные стратегии для повышения внимания:

1. Сделать задачу более «срочной» или «важной», чтобы повысить уровень адреналина. Если вы в меру напуганы, то очень внимательны к тому, что вас окружает, вы настороже.

2. Если внимание не удаётся пробудить, можно попробовать стимулировать выработку адреналина, вообразив, что в будущем что-нибудь непременно сорвется и пойдёт не так.

Ключевой момент — не дать воображению взять над вами верх. Главное — разбудить мозг и придать мотивацию, но совершенно не нужно, чтобы придуманный страх мучил вас.

Пробуждаем интерес

Если норэпинефрин — «химическая основа» внимательности, то дофамин – «химия интереса».

Уровень дофамина повышают: свежие позитивные впечатления, юмор, ожидание любого приятного события.

Мыслительная деятельность наиболее эффективна, когда содержание двух важных нейромедиаторов – норэпинефрина и дофамина, отвечающих за внимание и интерес, — находится на среднем уровне.

Методики, предложенные в книге «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» — инструменты, основанные на научных данных и способные помочь каждому человеку, чем бы он ни занимался. Научиться жить, «не забывая о мозге» — верный способ развить свои интеллектуальные способности и улучшить учебную/профессиональную жизнь.

В одном из очередных наших материалов читайте о том, как как увеличить шансы на озарение.

Татьяна Руснак

Фото: pexels, pixabay

Число просмотров: 547
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...