От «царицы вариаций» до педагога: в чём секрет методики обучения Вагановой

26-06-2024 15:10

Сегодня, 26 июня, исполнилось 145 лет со дня рождения Агриппины Павловны Вагановой. Её имя стало легендарным в мире балета. В танцевальной среде она была известна в первую очередь как выдающийся преподаватель, постоянно совершенствующий методику обучения. Её имя носит одна из старейших профессиональных школ страны – Академия русского балета.

С известных фотографий строго смотрит умными глазами пожилая дама в скромном костюме. Это профессор, создательница знаменитой методики обучения классическому танцу, педагог, воспитавшая цвет отечественного балета советского периода. Однако мало кто задумывается над тем, что это — Ваганова, уже перешагнувшая сорокалетний рубеж. Но до того была совсем другая жизнь…

Начало пути в балете

Ваганова родилась 26 июня 1879 в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно, но отец как служащий в Императорском театре имел право пристроить дочь в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета). Маленькая Ваганова (её в детстве звали Грушей) не отвечала балетным канонам — невысокая, с крепкими, слишком мускулистыми ногами, крупными и грубоватыми чертами лица. Вероятно, дело решило великолепное здоровье, и её приняли в училище.

Девочка была умна и рано научилась разбираться в достоинствах и недостатках учителей. Первый учитель Александр Александрович Облаков учил правильно, но бесцветно, задавая одни и те же комбинации. Чтобы развлечься, в конце первого класса Ваганова сочинила вариацию из заученных комбинаций. Во втором классе учителем был Лев Иванович Иванов. Он аккомпанировал уроку на скрипке, развивал музыкальность учениц. В средних классах Ваганова училась у Екатерины Оттовны Вазем, одной из любимых балерин Петипа, которая была очень требовательна, но многое объясняла воспитанницам. Следующим педагогом стал Христиан Петрович Иогансон.

Агриппина-Ваганова-Пахита

Первый успех

В 1896 году Ваганова окончила школу с отличным результатом — 11 баллов из 12 возможных. Однако ей было всего 17 лет, а выпускали только с семнадцати с половиной, и Ваганову оставили в училище ещё на год в классе Павла Андреевича Гердта. Выдающийся танцовщик придерживался французской школы, предполагающей грацию, мягкость в руках с плавно провисшим локтем и изящными, но вялыми кистями. У Вагановой появилось свободное время, которое она отдавала занятиям с младшими воспитанницами. В 1897 году состоялся выпускной спектакль, и Ваганову приняли в труппу Мариинского театра.

Сильная воля и редкая стойкость характера позволили артистке, не имевшей протекций на театральной сцене, одолеть путь от танцовщицы в последней линии кордебалета до балерины.

Карьера Вагановой хорошо прослеживается по материалам из музея Академии русского балета. Здесь собраны театральные программки от выпускного спектакля до прощального бенефиса в январе 1916 года с участием Матильды Кшесинской, Любови Егоровой, Павла Гердта.

Уникален «Аттестатъ», выданный «бывшей балерине, артистке 1-го разряда балетной труппы Императорских Петроградских театров Агриппине Яковлевне Вагановой», — документ, где увековечен весь путь артистки на Мариинской сцене.

Аттестат-Вагановой

Работа в кордебалете

Ваганова окончила Школу одной из лучших, и с 1 июня 1897 года была определена в кордебалет. Несмотря на великолепную выучку, она долго не могла вырваться из него. Годом позже поступившая в труппу Анна Павлова в кордебалете числилась лишь формально, её сразу стали готовить в балерины. Ваганова считала, что танцует лучше и, по свидетельству Веры Красовской, через много-много лет на вопрос, как танцевала Павлова, Агриппина Яковлевна незамедлительно ответит: «Она танцевала вдохновенно, но на согнутых коленях».

Только через четыре года службы в кордебалете Ваганову перевели в корифейки, и она получила именную партию — Гебы в балете «Пробуждение Флоры». В партии Флоры дебютировала Анна Павлова, но и Ваганову заметили: «Отличилась г-жа Ваганова, танцевавшая с воздушностью и смело. Этой танцовщицей наши балетмейстеры недостаточно пользуются».

Танцующую Ваганову называли «царицей вариаций», «лучшей солисткой времен Петипа», чей танец был «настоящим шедевром классической пластики с высокими полетами, с размахами могучей элевации».

Стремясь к совершенству, девушка изучала работу мышц, думала о координации, видела недостатки и училась их исправлению. В будущем эти качества помогут ей на педагогическом поприще.

Выход на пенсию — начало нового пути

6 мая 1915 года вышел, наконец, приказ о звании балерины, а через месяц – 14 июня 1915 года последовало увольнение со службы на пенсию. Уход из театра на пенсию был печален, но эта печаль компенсировалась семейным счастьем. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась романом. Померанцев был далёк от театра – подполковник путейской службы, интеллигентный, мягкий человек. У него был только один недостаток — он был женат. В 1904 году Ваганова родила сына Александра, которого Померанцев усыновил. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился.

Революция словно подвела черту в жизни Вагановой: точка на исполнительской карьере была поставлена. Вдова осталась с маленьким сыном на руках без средств существования. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали, хотя Россию покинули многие. А те её коллеги, кто были в ранге балерин – уехали все. Почему Ваганова не уехала? Вера Красовская в книге о Вагановой говорит, что Агриппина Яковлевна утверждала: «Меня решительно не устраивало бегство из России». Но могла ли она это сделать? Её слава танцовщицы не была равна мировой славе Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской. Возраст – 38 лет – не позволял начинать карьеру танцовщицы заново. А то, что она — великий педагог, Ваганова и сама не догадывалась.

Педагог по призванию

Конечно, совсем необязательно талантливые танцовщицы превращаются в хороших наставников. Вагановой это удалось. Своё истинное призвание и славу гениального педагога она обрела в стенах своей родной школы на улице Росси, где воспитала несколько поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Достаточно назвать имена Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Ольги Иордан, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Феи Балабиной, Татьяны Вечесловой, Аллы Шелест, Нонны Ястребовой, Ирины Генслер, Нинели Кургапкиной, Ольги Моисеевой, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой.

Ваганова имела замечательных учениц не только среди танцовщиц. Она вырастила и выдающихся педагогов-теоретиков Надежду Базарову, Варвару Мей, Веру Костровицкую. Они, базируясь на её методике, разработали программы обучения по классам.

Методика Вагановой стала знаменитой в мировой балетной педагогике. В чём же её значение? Пожалуй, самую суть смог выразить известный танцовщик, балетмейстер, педагог, художественный руководитель Академии русского балета Игорь Дмитриевич Бельский:

«Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила всё, что было до неё, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно. Она систематизировала их приёмы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской — слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Ещё одна заслуга в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет — его репертуар, школу, профессиональное мастерство».

Итак, синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был её подход к системе обучения классическому танцу.

«На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто, — отмечает балетовед Борис Илларионов. — Способная аналитически мыслить, она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. <…> Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, лёгкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках».

Постоянное развитие

Основоположница научного подхода к обучению танцу не считала свою методику догмой. Ваганова не стеснялась учиться у других. А когда писала свою знаменитую книгу «Основы классического танца», пользовалась помощью историка балета, литератора Любови Дмитриевны Блок. В этом одна из причин непреходящей, неустаревающей ценности её учебника.

В 1931 — 1937 годах Агриппина Павловна была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). Здесь она оставила след как балетмейстер.

Ужасы 1937 года, когда поиски «врагов народа» затронули все круги общества, не обошли стороной и Ваганову. Её убрали с поста художественного руководителя Кировского театра. Но самым трагичным было то, что в числе гонителей были многие её ученицы. Остались верными Марина Семёнова и Наталия Дудинская.

Агриппина Павловна сосредоточилась на педагогической работе. Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца. Она посещала уроки педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой. В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства. В «балеринском классе» занимались только ведущие солистки труппы. Педагог считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренировки — разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой, которое перешло в название Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о легендарном педагоге. Здесь родился ставший международным конкурс «Ваганова-Prix». В нём могут участвовать старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира. В его жюри постоянно собирался весь цвет мирового балета. Задача конкурса не только показать мастерство юных и открыть новые имена, но и проанализировать, как методика Вагановой развивается на практике в разных хореографических школах.

В книге «Основы классического танца» Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Издание появилось в 1934 году. Несколько раз переиздавалась в России, а также было переведено на множество иностранных языков.

Число просмотров: 405
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...