«Воздушная Формула-1»: дрон-рейсинг для школьников и взрослых

24-10-2023 15:30

Дрон-рейсинг (гонки дронов) — соревнования FPV-квадрокоптеров на специально подготовленных трассах. Участники управляют своими коптерами с помощью специальных очков и пульта дистанционного управления. Дроны, участвующие в гонках, могут развивать скорость до 160 км/ч. Они способны выполнять сложные манёвры в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Когда лучше приходить в этот вид спорта? Проигрывает ли он «Формуле-1»? Какая главная проблема развития дрон-рейсинга в России? Об этом мы поговорили с Артёмом Шубиным. В прошлом геолог, ныне — full-stack web-разработчик, он организует гонки дронов в России. На IT-фестивале в Севастополе гости смогли увидеть воочию — как соревнуются участники гонок.

— В чем главная специфика дрон-рейсинга? Что вас в нём привлекает?

 Это уникальный спорт. Хочется сравнить с «Формулой-1». Разве что в нашем случае трёхмерное пространство. Ощущение полёта, возможность остановиться и изменить траекторию — ни с чем не сравнимые эмоции.

С какого возраста можно начать обучение?

— С шести лет. Но самый оптимальный возраст, когда ребёнок начинает хорошо понимать дрон — 9-10 лет. Поэтому лучше в этом возрасте знакомится с дрон-рейсингом. К тому же в этом возрасте очень быстрый рост навыков.

Какие навыки развивает дрон-рейсинг? Почему школьникам будет полезно это направление?

— Это навык управления аппаратом будущего. Дроны входят в нашу жизнь отовсюду. Применение всевозможное: от складских комплексов, градостроительных работ до поиска людей, тушения лесных пожаров. Это мы ещё не говорим про съёмки с воздуха.

Как и в любом спорте, происходит тренировка внимания и усидчивости. Более того, замечена абсолютно точная корреляция: если ребёнок занимается серьёзно ещё каким-то спортом (например, картинг), у него уже хорошо развиты навыки внимания. Ему проще собраться на соревнованиях и не бороться со своими нервами. Нервы — первое, что подводит на соревнованиях, из-за них появляется много ошибок. Это сразу видно. Бывает смотришь — пилот только начал летать. Но у него уже потрясающий прогресс. Он занимает призовые места, хотя только два месяца тренировался. Потом спрашиваешь его, а он оказывается ещё картингом занимается.

Какие были ещё удивительные случаи, когда пилоты показывали неожиданные результаты?

— Помню школьника 12-13 лет, который пришёл в гонки. У него в семье было сложно с финансами. Это был единственный фактор завершения участия в гонках. Когда он пришёл и сразу начал занимать призовые места — это было очень зрелищно. Он летал на уровне топовых пилотов.

Нужны ли какие-либо определённые умения, чтобы стартовать?

— Нет. Это похоже на обучение вождению авто. Единственная сложность — если плохо развита мелкая моторика рук.

— С чего начинаются занятия?

— Ученикам дают в руки пульт, показывают, как им управлять. Они садятся перед симулятором, за компьютер. Это самый дешёвый и простой вариант войти в это хобби. Покупается поддержанная аппаратура. Когда она не понадобится, её можно будет продать за те же деньги, за которые она была куплена. Ставите симулятор (цена вопроса — 1500 рублей) на компьютер и «летаете» до тех пор, пока не начинает получаться. После этого можно купить дрон и летать уже в реальности.

— Кому проще обучаться: детям или взрослым?

— Детям, так как у них идёт большой прогресс в силу физических особенностей. То, на что взрослому требуется неделя, школьнику может понадобится и один день. Если сравнивать взрослых, то, например, спортсмен освоит необходимые навыки быстрее, чем офисный сотрудник, который работает постоянно за компьютером.

— С какими сложностями могут столкнуться начинающие?

— Во-первых, финансовые. Это недешёвый спорт. Но сложно найти дешёвое хобби. Хороший горный велосипед стоит примерно так же, как стартовый набор в дрон-рейсинге (с учётом двух дронов).

— Давайте подсчитаем, сколько потребуется на стартовый набор.

– Примерно за 25 тысяч рублей можно собрать неплохой дрон. Если берём два дрона, покупаем на 10-15 тысяч рублей батареи — уже получается 65 тысяч рублей. Покупаем недорогую аппаратуру для начала — 10 тысяч (можно и чуть дешевле взять), очки и зарядку. В целом выходит около 100 тысяч рублей. Это хороший набор для полётов на больших дронах.

Полный набор с маленькими дронами может обойтись в 25-30 тысяч рублей. Некоторых людей пугает занятие на улице. Есть мнение, что дрон сдует ветром. С запуском, например, во дворе у вас проблем не будет. Конечно, к маленькому дрону следует приноровиться. Но в целом никаких проблем с ним не будет.

Главная сложность большого дрона — с ним нужно работать осторожно. Он может быть опасен для окружающих. Необходимо здравомыслие и адекватность. Ведь полукилограммовый объект на скорости до 100 км/час — практически оружие. Нужно выходить на специальные площадки, закрытые сеткой. Либо, как я тренировался — рано утром в парке, когда там никого практически не было.

— Сейчас ситуация иная и полетать, как раньше в парках, не получится.

— Да. Определенные запреты на дроны — огромный стоп-фактор. Кто мог бы прийти в спорт, переключились на что-то иное. Как выход — заниматься маленькими дронами. Это хороший старт. Тренировки и гонки развивают те же навыки, что и с большими дронами — та же самая мелкая моторика пальцев, усидчивость, внимание.

– На вашей лекции во время фестиваля ITPark Fest-2023 вы говорили о кадровом голоде. Существуют сложности с подготовкой преподавателей. Есть юные специалисты, которые вышли из дрон-рейсинга, а взрослых — недостаточно. Что можно сделать «здесь и сейчас», чтобы у юных талантов были возможности реализации своего потенциала?

Нужно начинать с создания пространства для обучения, и туда уже искать специалистов. Проблема заключается в отсутствии возможности где-то заниматься. В Крыму нет ни одной площадки. В Ростове-на-Дону скоро появится одна. Таким образом, на всю Ростовскую область она будет единственной.

Кадры можно найти из смежных областей. Например, авиамоделизма. Как только появятся преподаватели, можно привлекать учеников. Таким образом, сфера будет быстро развиваться.

— С чего началось ваше знакомство с дрон-рейсингом?

— Около восьми лет назад купил съёмочный дрон. В первый же день он упал. Оказался не очень качественным. Начал его чинить, а потом увидел одно знаменитое видео в Интернете с полётом на гоночном дроне в лесу. Сразу появилось желание попробовать. Собрал гоночный дрон, и после первого полёта ни разу больше не брал в руки съёмочный дрон.

 Что не даёт угасать интересу к нему?

—  Стремление развиваться. Теперь у меня сменилась область интереса. Я понимаю границы своих возможностей. У меня есть награды, но сейчас не стремлюсь на пьедестал победителей. Нашёл себя в организации гонок. Мы договариваемся либо с какой-то спортивной площадкой, либо делаем барный дрон-рейсинг.

Какие существуют мифы вокруг гонок на дронах?

— Первый — очень сложно. Вовсе нет. Базовые навыки приобретаются благодаря работе с гоночным симулятором достаточно быстро.

Второй — скучно. Тоже неправда. Скучно может быть, если не умеешь получать удовольствие от спортивного азарта, преодоления себя. К тому же скука может возникнуть из-за первых неудач. Если вы попробовали, не получилось с первого раза — и вы сдаётесь. В этом спорте нужен сильный характер.

Третий — в гонках участвуют большие дроны. Коптеры бывают разных размеров. Наши маленькие дроны обладают защитой пропеллеров. Это безопасно. Самое худшее — волосы могут намотаться на винт. Страшно — когда попадаешь в волосы девушки, но ещё страшнее — если попадаешь в волосы супруги.

Татьяна Руснак

Фото автора

Число просмотров: 1926
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...