Выход из Болонского процесса: какой может стать новая система образования

14-06-2022 16:10

Выход России из Болонской системы не означает автоматического отказа от системы бакалавриата и магистратуры, но расширит спектр специалитета. Об этом заявил ректор Севастопольского госуниверситета Владимир Нечаев.

По мнению ректора СевГУ, сейчас Россия делает решительный шаг к тому, чтобы выстроить свою систему образования, которая будет соответствовать её национальным интересам и станет точкой притяжения для других стран (ЕАЭС, БРИКС).

«Болонская система не сводится к магистратуре и бакалавриату. Это традиционные формы высшего образования, которые существовали ещё в императорской России и сейчас существуют в странах, не входящих в неё. Болонская декларация была подписана европейскими странами в 1997 году для образования единого рынка труда и образования. Россия присоединилась к ней, потому собиралась гармонизировать свою образовательную систему с образовательной системой Европы. Это было частью движения на Запад. Сегодня на фоне происходящих геополитических изменений совершенно очевидно, что этот курс оказался несостоятельным: глобальный Запад Россию как полноправного партнёра не принял, единого рынка образования и труда так и не сложилось», — цитирует Нечаева пресс-служба СевГУ.

Он уверен, что Россия должна использовать и советские разработки, и сохранить лучший опыт, приобретённый за последние 20 лет. При этом Болонская система оказалась неподходящей для подготовки выпускников под конкретную специальность с высоким объёмом требований.

«Это очень важно для областей, где на первом месте стоят безопасность, качество. Например, в медицине, в инженерном деле (атомная энергетика вся на специалитете), в транспортных специальностях, в архитектуре. Сейчас принято решение расширить сферу специалитета в инженерных направлениях с учётом задач импортозамещения и реиндустриализации экономики. Это похоже на задачи, которые решал СССР в 30-е годы прошлого века. Для возрождения технологического суверенитета страны потребуется большое количество специалистов-инженеров, — сказал Нечаев. — Из опыта последних 20 лет я взял бы наработки по практическим прикладным навыкам. Сегодня очень быстро происходят технологические изменения, и человек должен оперативно перестраиваться, быть гибким и адаптивным, уметь осваивать новое оборудование».

В новой системе образования останется место и для магистратуры как предварительной стадии перед аспирантурой, и для бакалавриата. Это связано и с задачами экспорта образования, так как мировая система в основном работает в системе бакалавр — магистр — доктор. По мнению ректора, если Россия хочет привлекать значительное количество студентов из дальнего зарубежья, то должны сохраняться стандарты, понятные за рубежом. Это будет проявлением мягкой силы нашей страны.

При этом, по убеждению Нечаева, необходимо сузить спектр магистратур, на которые смогут поступать бакалавры. Например, историк не сможет стать магистром радиотехники.

Фото: vk.com/sevsu

Число просмотров: 198
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...