В память о гении космоса: СевТЮЗ представит премьеру в жанре научпоп

Он предвидел ракеты, искусственные спутники, орбитальные станции и выход в открытый космос задолго до того, как они стали реальностью. Константин Циолковский — основоположник теоретической космонавтики. 5 и 6 марта артисты Севастопольского ТЮЗа покажут первую премьеру театра в 2022 году — спектакль «Циолковский. Путь к звёздам» по одноимённой книге Александра Ткаченко. Постановку с интригующим названием, как и необычный жанр — научпоп, представит победитель лаборатории «ЭХО БДФ — 2021» Дмитрий Огородников.
В своих работах Циолковский не только подробно описал теорию полёта ракеты, но и перечислил её преимущества перед альтернативным космическим транспортом, например, гигантской пушкой (по мнению Циолковского, создание ракет было значительно дешевле). Первое изображение «реактивного прибора» должно было появиться в журнале «Научное обозрение» ещё в 1903 году, однако чертёж не попал в печать и был опубликован лишь в 1962 году.
Константин Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полётов и освоения человеком космического пространства. Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полётах. Кроме того, учёный выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полётом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.
Рассказать простыми и понятными словами о сложных формулах и явлениях — задача непростая. Насколько с ней справились режиссёр и актёры спектакля «Циолковский. Путь к звёздам», увидят зрители.
Место действия — открытый урок. Учитель рассказывает о том, как жил и как исследовал Вселенную Константин Циолковский, как в его уме великое и важное строилось из простого и обыкновенного. Всё в этом рассказе и пояснениях создаётся из картона и крафтовой бумаги, как в детской игре. Фантазия превращает шары в ракеты и воздушных змеев. Ученики через игру открывают в себе тягу к исследованиям.
«Мы проведём опыты, чтобы узнать, как устроено ядро атома, и каким законам подчиняется космос. Попытаемся все это объяснить языком нашей реальности. И, конечно же, поговорим о времени, движении, пространстве и скорости. Всё, что рассказывают на уроке физики, здесь будет понятнее и ещё интереснее», — рассказывает режиссёр-постановщик Дмитрий Огородников.
В сценографии используются эскизы детей, которые принимают участие в художественной лаборатории под руководством художника-постановщика Ульяны Глумовой. Созданные рисунки будут перенесены на огромный чёрный крафтовый задний фон сцены, а некоторые идеи будут воплощены в виде объёмных декораций.
Например, в эскизе спектакля, который был показан в рамках лаборатории «ЭХО Большого детского фестиваля», крылатая ракета воспитанницы «Театральной студии ТБМ» была выполнена из картона. Именно на ней учитель (Владимир Соловьев) объяснял строение аппарата.
«Циолковский. Путь к звёздам» — захватывающий спектакль о том, как детская мечта воплощается в реальность.
Дмитрий Огородников окончил Пермский государственный институт искусства и культуры по специальности актёр театра и кино, а также Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (РГИСИ) по специальности режиссура. Создатель и режиссёр проекта театральных читок современной драматургии «Слышать, чтобы видеть». Режиссёр в Молодёжной студии-театре «Доминанта» (г. Губаха, Пермский край), сотрудничает с театрами Перми и Пермского края. Поставил около 30 спектаклей. Среди них — «Чёрный монах» по Чехову, «Ночь» и «Рассвет» по произведениям Гоголя, «Мама, мне оторвало руку» по пьесе Маши Конторович. Спектакль «Чёрный монах», поставленный в Молодёжной студии-театре «Доминанта», вошёл в лонг-лист премии «Золотая Маска» — 2019.
В 2021 году Дмитрий Огородников принял участие в лаборатории «ЭХО Большого детского фестиваля — 2021», представив эскиз «Циолковский. Путь». Эскиз Дмитрия решено было доработать и включить в репертуар театра.
Фото: Pixabay