«Щас» и «кринж»: главные проблемы современной речи и как их решить

Бедность речи — основная проблема современного русского языка. В этом убеждена почти половина опрошенных учителей-русистов — участников олимпиады для педагогов «Хранители русского языка».
17% учителей обратили внимание на языковое упрощение: когда люди пишут, например, «щас» вместо «сейчас», говорят «договорА» вместо «договОры» и т. д. Еще 13% беспокоятся из-за того, что некоторые считают приемлемым использовать в речи нецензурную лексику.
Десятая часть опрошенных учителей русского языка болезненно реагирует на регулярное использование заимствований — «абьюз», «кейс», «хейтер», отмечают в «Российской газете«. Примерно столько же отметили проникновение жаргона в медиа и разговорную речь. А вот так называемый канцелярит, который Корней Чуковский называл главной болезнью русского языка, беспокоит только 1% учителей.
Тревожный факт
Большинство учителей (41%) видят обеднение лексикона не только у взрослых, но и у детей. Немаловажен и конфликт между разговорной речью, которую ребенок слышит дома или на улице, и официальными нормами, преподаваемыми в школе. Некоторые дети не видят смысла в изучении тонкостей родного языка, если их и так понимают. Кроме того, педагоги говорят о том, что современным ученикам сложно запомнить всё многообразие правил и исключений в русском языке.
Кто же во всем этом виноват? И нужно ли вовсе искать виноватых?
Многие учителя считают, что именно общение в соцсетях и потребление онлайн-контента вредит культуре речи детей. При этом следует быть честными с собой: и взрослые замечают влияние интернет-культуры на себе. Так, педагоги рассказали, что узнают из интернета и от учеников много новых сленговых слов: «агриться», «база», «донатить», «лакшери», «лайфхак», «скуф», «душнила», «изи», «краш», «кринж» и т. п.
Но у Интернета есть ресурс, который может сделать культуру речи новым молодежным трендом. Речь идет о блогерах. Если привычка грамотно писать и говорить войдет в моду у кумиров подростков из соцсетей, то и дети «переобуются». В этом уверены 83% педагогов. Еще один способ популяризации русского языка — образовательные каналы и подкасты. Также необходимо развивать учительские блоги о русском языке. Но это история непростая: свой канал или блог пока есть только у 3% опрошенных учителей.
Для сохранения русского языка педагоги рекомендуют читать классику, обращаться к словарям и расширять кругозор. А еще — набирать сообщения в телефоне, отключив автокорректор Т9.
Кстати, по оценкам учителей русского языка, самый трудный раздел для изучения в школе — орфография. На втором месте — пунктуация, затем — культура речи и стилистика.
Самая сложная тема — правописание -н и -нн. Непросто дается написание «не» с разными частями речи и правописание наречий. У детей вызывает затруднение разобраться в чередовании гласных и согласных в корнях слов — гор/гар, лаг/лож, кас/кос, раст/ращ/рос и других.
Говоря об ошибках в речи взрослого человека, учителя чаще всего отмечали просторечие «ихний» — 58%. Есть те, кто не может смириться с неправильным ударением в слове «звонит» и с неверным употреблением -тся» и -ться.
«Главное для педагога в школе — показать возможности языка, уместность, в зависимости от ситуации, и «краша», и «прикола», и «месседжа». Нужно учить выбирать регистр, в котором идет общение, и понимать, в какой ситуации, с кем общается подросток. Не разделяю мнение тех, кто видит самые большие сложности в употреблении -н- и -нн-. Как человек, много лет преподающий русский язык студентам, могу с уверенностью сказать, что эта тема вполне поддается схематизации. А вот действительно большие трудности — это с написанием наречий, где много правил, противоречащих друг другу, много исключений, из числа которых тоже есть исключения», — считает завкафедрой стилистики русского языка МГУ им. Ломоносова Владимир Славкин.
Фото: pexels

