Из чего рождается «химия победы» в олимпиаде

Российские школьники стали победителями 57-й Международной химической олимпиады, которая прошла в Дубае. Все четверо участников из России завоевали «золото». Сколько нужно готовиться, чтобы иметь максимальные шансы на победу? Как педагоги и родители могут повлиять на интерес к химии? Об этом и не только рассказали в интервью доцент химического факультета МГУ Александр Белов и методист Центра педагогического мастерства Максим Козлов (тренеры сборной), а также победители интеллектуального состязания Виктор Демидов и Константин Гунько.
Почему химия?
Виктор Демидов – призёр олимпиады, ученик 11-класса центра педагогического мастерства (Москва). Живёт в Новосибирске.
«Выбрал химию, так как очень нравилось проводить практические опыты ещё с детства. А в школе мне посчастливилось учиться у хорошего педагога, который грамотно объяснил мне, как можно добиться успеха в сфере, связанной с химией».
Константин Гунько — призёр олимпиады, ученик 11-класса школы №1589. Живет в Нижнем Новгороде.
Выпускник планирует поступать на факультет фундаментальной медицины в МГУ.
«Химией увлекался с 6-го класса, ещё до начала изучения предмета в школе в 8-м классе. Мои родители — химики. Когда понадобилось подучить что-то по химии, они начали мне объяснять, рассказывать. Я начал постепенно в это втягиваться».
Один из тренеров сборной России Максим Козлов – тоже обладатель «золота» Международной олимпиады по химии. После участия в интеллектуальном соревновании в 2011-м, спустя два года, начал тренерскую работу – готовить новых чемпионов.
Насколько усложнились задания по сравнению с тем временем?
«На международной олимпиаде уровень примерно такой же. Если говорим о ВсОШ- задания становятся сложнее. На неё приходят бывшие молодые участники, которые уже сами создают задания. Кроме того, когда я участвовал в Международной олимпиаде, были не так развиты различные интернет-ресурсы. Поэтому было сложнее готовиться. Сейчас для школьников ситуация лучше. Они могут найти в интернете научные статьи на интересующие темы, публикации. Поэтому, думаю, уровень современных школьников выше, чем тот, который был у нас в 2010-11 годах».
Где готовят будущих победителей?
В России выделяют несколько регионов с сильной школой олимпиадной подготовки, рассказывает Александр Белов. Помимо Москвы, это Мордовия, Татарстан, Челябинская область, Новосибирск.
«Ребята из этих регионов достойно представляют себя и свой регион на Всероссийской олимпиаде и часто проходят на международную олимпиаду. В этом году совпало, что все четыре медалиста из московских школ. Они из других регионов, но поступили в московские школы-интернаты», — говорит Белов.
Меняется ли со временем гендерный дисбаланс среди участников в командах на олимпиадах?
Со временем участниц становится больше — соотношение мальчиков и девочек постепенно выравнивается, однако пока они в меньшинстве.
Сколько нужно времени, чтобы подготовиться к олимпиаде и стать победителем?
Команда тренируется две недели на базе химического факультета МГУ. Но для того, чтобы получить шанс быть отобранным на международную олимпиаду, нужно пройти всю многоступенчатую систему Всероссийской химической олимпиады школьников и успешно на ней выступить. На это может уйти 2-3 года.
Какие самые сильные соперники были в международном соревновании в 2025 году?
«Сборная Китая. Она всегда хорошо выступает на Международной химической олимпиаде и представляет для нас главного соперника. Сильными конкурентами также можно назвать команды Вьетнама, США, некоторые европейские команды. Например, в этом году хорошо выступила команда Чехии. Но в основном, самые сильные — из Китая и Тайваня», — считает Виктор Демидов.
«Согласен. Самые серьёзные соперники – из азиатских стран (Китая, Тайваня, Вьетнама). Участники из стран постсоветского пространства тоже хорошо выступают», — поддерживает Константин Гунько.
Победители: Фёдор Кузнецов, Владимир Елистратов, Виктор Демидов и Константин Гунько
Что отличает российский подход в подготовке к олимпиаде от международного?
В системе подготовки в разных странах много общего, так как заранее известен тип заданий олимпиады. Участники методически отрабатывают в течение долгого времени необходимые навыки.
«Но Россию отличает то, что вся олимпиадная система в целом, включая Всероссийскую олимпиаду, широко распространена. Во всех школах знают, что есть олимпиады, много школьников в них участвует, хотя бы в школьном этапе. В этом году общался с коллегой из Австралии. Он рассказал, что у них на всю страну на самом нижнем уровне олимпиады по химии участвует всего 2 тысячи человек», — рассказывает Александр Белов.
Как увлечь школьника химией? Рекомендации тренеров сборной России к ВсОШ и Международной олимпиаде
- Самой важное – практические занятия, чтобы предмет представлял из себя не «набор формул». Когда школьник понимает, как это связано с тем, что происходит «здесь и сейчас» или в целом с миром вокруг нас, формируется устойчивый интерес и желание узнать больше.
- Найти подходящие онлайн-курсы, которых сейчас немало.
- Обратиться к большим библиотекам данных, научным статьям.
- Найти «своё» в химии. Одних увлекает строить сложные молекулы из отдельных атомов. Другим нравятся внешние проявления реакций химических веществ, когда генерируется свет, тепло. Третьим – красители. Всё индивидуально.
Татьяна Руснак
Фото: vk.com/olymp_chem