I speak English: как не разрушить цель об айсберг неочевидной проблемы
Вы легко читаете на английском языке, в основном понимаете иностранную речь, но говорить свободно не получается? Знакомые слова и фразы в одночасье исчезают из памяти, когда «их выход»? А может напротив: мысли словно в хаосе «перебивают» друг друга на фоне путаницы с временами? Зачем инвестировать время в занятия разговорного клуба английского – в интервью с руководителем Mary’s Speaking Club Марией Кривцовой.
— Почему люди могут недооценивать свои возможности и боятся общения на английском языке?
— Страхи связаны с ошибками, которые были допущены в методике на основных занятиях. В современной педагогике, связанной с изучением иностранных языков, таких ошибок становится всё меньше. Соответственно людей, которые боятся общения на английском языке, сейчас не так много.
Поэтому эта история со страхами постепенно уходит в прошлое.
— В чём заключаются ошибки?
— Использование грамматико-переводного метода. Как было раньше? Всё отдельно: учили лексику, переводили, изучали грамматику, заучивали наизусть, пересказывали, разыгрывали подготовленные диалоги, но практически никогда не обращались к естественному общению на изучаемом языке.
Говорение – это навык, над которым нужно работать отдельно и целенаправленно.
В современных методиках всё иначе. С части «Speaking» начинают. Когда человек приходит в группу А2 (Elementary), уже начинает говорить. Он ещё не знает, например, время Present Simple. Но с помощью учителя, использования опорных фраз начинает делать первые шаги в изучении языка. Он может представиться, сказать «привет», рассказать откуда он родом. То есть сейчас преподаватели отталкиваются от разговорной речи. На наших занятиях мы говорим. По сути любая встреча – разговорный клуб.
Если на основных занятиях у человека нет практики говорения, то нет и навыка. Ведь навык развивается постепенно и не возникает вдруг в один день при необходимости поговорить. Важно это понимать, чтобы обезопасить себя от травмирующего опыта и неоправданных ожиданий.
— Таким образом, в приоритете коммуникативная методика?
— Если говорить о сегодняшних преподавателях, то сейчас они используют аутентичные издания. В учебных пособиях нет формулировок заданий и вопросов на русском языке. Ученик сразу погружается в англоязычный контекст. Ведь нужно создать необходимую среду. Она может быть несложной. Например, использование простых ситуаций. У человека уже начнут развиваться навыки мышления, взаимодействия (коммуникативные навыки) на иностранном языке.
Понимание лексики и грамматических правил — ещё не основание для того, что полученные знания можно легко применить в речи.
При изучении грамматики преподаватели обращаются к коммуникативной составляющей. Разработаны специальные упражнения, которые вводят в речь лексический и грамматический материал. Таким образом, ученики внедряют определённую грамматическую структуру в общении между собой. Например, в парном диалоге.
— Что самое действенное для тренировки навыка говорения?
— Практика. Общение с людьми. Приходить на занятия, где часто говорят на английском языке или в разговорный клуб. Чтение вслух тоже помогает. Погружение в аутентичную среду любыми доступными способами: просмотр видео, чтение книг, статей, блогов – это поможет научиться мыслить на иностранном языке. Вам уже не придётся спотыкаться о перевод при попытке высказаться. Вам будут приходить уже готовые аутентичные речевые обороты, а в последствии и мысли будут формироваться сразу на иностранном языке.
— Насколько важна выбранная тема в клубе?
— Разговорный клуб отличается тем, что это досуговый формат. Поэтому я стараюсь выбирать приятные темы. При обсуждении на обычных занятиях курс предлагает разные: проблемные, делового общения и т.д. Не всегда ученики хотят их обсуждать. Однако в жизни мы сталкиваемся с разными ситуациями, поэтому нужно быть готовым к разным темам. Поэтому без этого не обойтись. Разговорный клуб – другой формат. Многое зависит от его участников. Учитываются их интересы.
— Начать что-то новое (например, пойти на первую встречу разговорного клуба) – выход из зоны комфорта. Нередко это вызывает внутреннее сопротивление. Что помогает его преодолеть?
— Всё индивидуально. У каждого есть свой комплекс проблем. На решение пойти в разговорный клуб влияют особенности характера, различные факторы (например, возраст). Что делать? Можно предварительно лично встретиться с ведущим и задать интересующие вопросы. Если сложная ситуация, педагог поможет поверить в себя, станет своего рода наставником. Если у человека страх говорения, то совместная работа поможет его преодолеть. Однако в разговорном клубе, когда уровень участников B1-B2, такая работа невозможна. В таком случае речь идёт о формате урока (где можно остановиться на проблемных моментах) или варианте с индивидуальными занятиями. Конечно, можно попробовать сразу влиться в разговорный клуб, если человек к этому готов.
Поделюсь своей историей, связанной с немецким языком. Я начала его учить в университете. После первого года обучения мы очень слабо понимали язык. На втором курсе пришёл преподаватель, который говорил с нами только по-немецки. Мы почти ничего не знали, но скоро стали его понимать и говорить. Это были лучшие годы изучения немецкого в жизни. Это лучшая база, которую получила таким, хоть и стрессовым способом и демонстрация беспереводной методики в действии.
У человека, который пришёл на курс, есть возможность сдаться. Он может прекратить занятия. У студента такой возможности нет – ему нужно «выживать». Это, конечно, было нашим преимуществом. Преподаватель языковых курсов будет действовать мягче, но результат не заставит себя ждать.
— Что способствует тому, чтобы интерес к клубу разговорного языка не угасал, а долго поддерживался или разгорался с новой силой?
— Важна компания, чтобы было интересно вместе общаться. Организация клуба должна быть на уровне. Речь идёт о продуманных ведущим вопросах для обсуждения, запасных вариантах. Ведь у одних — богатый жизненный опыт, у других – менее насыщенная жизнь. Важно иметь несколько вариантов развития событий, чтобы каждый вышел после встречи с ощущением наполненности. Даже, если участник не высказывался, а только слушал. То, что он услышал, должно быть для него вдохновляющим. И, конечно, следует понимать цель – для чего вы посещаете встречи.
В моей практике было немало историй, когда люди с конкретными целями достигли их. Например, одна семейная пара мечтала уехать в Канаду. Для визы нужно было сдать экзамен. Они учили язык 5 лет. Супруге он давался сложнее. Это был непростой путь, но получилось повысить уровень английского и осуществить мечту. Были и преподаватели вузов, которые впоследствии читали лекции по медицине, химии, физике математике на английском языке для иностранных студентов, участвовали в международных конференциях.
Если человек получает удовольствие от изучения языка, у него всё получается, то может задуматься о дальнейшей профессиональной деятельности.
Когда вы владеете иностранным языком, например, английским, открывается новое широкое информационное поле. Вы получаете доступ к сведениям вузов, разнообразным иностранным платформам и т.д. Это не может не вдохновлять.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Препятствовать стремлению совершенствовать язык, закрыть свои «пробелы», в том числе в общении, могут разные причины. Зачастую они лежат на поверхности, однако в чём корень проблемы?
Одной из моделей системного мышления, которая помогает понять проблему, является модель айсберга. Основной её принцип — это разделение между «видимой» и «незаметной» частями вопроса. Согласно этому подходу, мы видим лишь события, всё остальное — скрыто: шаблоны/паттерны, структуры и ментальные модели. Разберём на примере нашей темы:
Первый уровень — событие. Что происходит прямо сейчас?
Например, вы плохо говорите по-английски, тревожитесь, что вас не поймут.
Второй уровень — «ныряем под воду». Поиск шаблонного поведения. Что происходило с течением времени? Каковы тенденции?
В последнее время не уделяли время языку (или недостаточно учили до этого). Ранее занятия зачастую сводились к заучиванию слов, переводам, чтению, пересказам.
Третий уровень — погружаемся дальше. Находим, какая структура рождает эти шаблоны. Что влияет/влияло на эти паттерны? Где находятся связи между ними?
Например, в школе разговорной практике отводилась второстепенная роль.
Четвёртый уровень — достигаем основания айсберга. Здесь можно отследить, какие установки приводят к «несовершенной» структуре и продолжению её работы. Какие ценности, убеждения или предположения формируют систему?
Заучивание слов, письменный перевод и выполнение упражнений было важнее, чем восприятие речи на слух, навыки мышления на английском и работа со словарным запасом в разговорной речи.
Обходим «айсберг»
Подобный разбор позволяет увидеть проблему не в следствии (например, в языковом барьере), а первопричине. Вспомнить свои первые шаги в изучении языка и его дальнейшее развитие. Ведь пополнение лексического запаса и «выверенная» работа с грамматическими основами в школе может по привычке продолжиться уже на курсах для взрослых с похожим сценарием. Понимание этого замкнутого круга позволит сделать правильный выбор.
Для кого подойдёт разговорный клуб английского? Как помогает его интерактивный блок? Может ли занятие клуба стать «тренингом» не только «языкового» роста? Об этом и не только – в одном из наших следующих материалов.
Татьяна Руснак
Фото: pexels