Как научить ребёнка поддерживать порядок дома
Когда приучать ребёнка к порядку? На этот вопрос нет универсального ответа. Но с трёх лет можно постепенно начинать прививать ребёнку любовь к чистоте и навыки для её поддержания. Уже с младшего дошкольного возраста лучше учить убирать игрушки и другие вещи на свои места. Важно не заставлять ребёнка выполнять ваши поручения, напоминают специалисты Института воспитания. Например, обращайтесь к игровым практикам.
Варианты игр
«Кто быстрее соберёт?»
- Приготовьте таймер. Возьмите столько контейнеров для предметов, сколько человек принимает участие в уборке.
- Дайте задание, объявите старт. Когда время закончится, посчитайте собранные предметы.
- Объявите новое задание: кто быстрее расставит вещи по местам. Дайте старт. Определите победителя.
«Доставка товаров»
Предложите ребёнку стать водителем курьерской службы. Разверните сюжет игры так, чтобы малыш подключился к погрузке разбросанных на полу игрушек и доставил их в пункт назначения. Вы можете выполнять роль покупателя или стать вторым курьером-напарником.
Вводим правила для закрепления полезных привычек
Некоторые из этих правил смогут работать не сразу, но зато помогут на «долгой дистанции».
- «Достал — убери». Ребёнок должен видеть, что каждый из членов семьи всегда убирает за собой вещи, которые использовал.
- «Чётка задача». Формулируйте задания чётко и понятно, чтобы малыш чётко понимал результаты, которые от него хотят получить.
- «Посильный труд — залог успеха». Соизмеряйте возможности ребёнка и задания, которые вы предлагаете ему выполнить.
- «Единые для всех». Если детей в семье несколько, каждый должен чётко понимать свою зону ответственности: например, уборку определенной комнаты/уборку по определенным дням.
По словам специалистов Института воспитания, оптимальный возраст для формирования у детей привычки к чистоте в доме — до трёх лет. В этот период детям особенно важно видеть и понимать, почему каждый предмет должен иметь своё место.
Объясните ребёнку, что такое порядок:
- Порядок — это когда вещи и предметы хранятся каждый на своём месте, чтобы их легко было найти и удобно пользоваться.
- Порядок может быть у каждого свой, в зависимости от того, как организована система хранения.
Убедитесь, что ребёнок понимает, как устроен процесс уборки. Ставьте реалистичные рамки относительно уборки: нужно ли убирать игрушки и все раскладывать по полочкам ежедневно или можно делать это раз в несколько дней? Постепенно расширяйте зону ответственности. Удобно организуйте пространство.
Примеры организации систем хранения детских вещей и игрушек
Хранение одежды. Прихожая
Что нужно?
- Удобная, низко расположенная вешалка для верхней одежды.
- Низкий стул или табурет для переобувания.
- Коврик.
- Контейнер или полка для складывания небольших вещей (шапки, шарфа, варежек или перчаток).
Хранение одежды. Комната
- Полки или ячейки для коробов или больших контейнеров для хранения сезонной одежды.
- Низкий открытый (или легко открываемый) шкаф со штангой для вешалок.
- Полка для обуви.
- Корзинки для хранения мелочей.
Хранение игрушек и материалов для творчества
- Стол и стул для творческих занятий.
- Большие корзины или контейнеры для напольного хранения больших игрушек.
- Ковёр для свободной игры на полу.
- Открытые устойчивые стеллажи или полки не выше 80-90 см от пола.
- Подносы, коробки или контейнеры для хранения игр и игрушек по видам.
- Мольберт или доска для рисования и размещения работ.
Зона чтения. Хранение книг
- Открытые подвесные или навесные полочки не выше роста ребёнка или напольный стеллаж для хранения книг.
- Большая прямоугольная корзина для любимых книжек-малышек (для самых маленьких).
- Кресло, пуфик.
- Торшер, светильник или бра для освещения.
Ребёнок, поддерживая порядок, учится большей самостоятельности и ответственности, установлению приоритетов. Уборка помогает в развитии когнитивных функций, как минимум памяти и внимания. Ребёнок учится самостоятельно отвечать за свои вещи, уметь распоряжаться тем, что он имеет. Если не положить на место пенал, то его будет трудно найти в следующий раз, когда собираешься в школу.
Разделять вещи на нужные и ненужные — помогает определять, в каком количестве они нужны. В дальнейшем часто придётся делать выбор (и не только по поводу того, нужна ли какая-то вещь).
Кроме того, поддерживать порядок в квартире — означает думать о том, как вести себя и как обращаться с вещами на общей территории. Когда ребёнок поймёт, что важно убирать из гостиной разбросанные игрушки, потому что они всем мешают, он покажет, что думает и о комфорте других людей.
Формирование привычки к порядку начинается дома и продолжается в школе. Рекомендуется по возможности и необходимости помогать ребёнку в уборке, показывая, как это делается, и объясняя, почему это важно.
Вначале результат уборки будет не совсем ожидаемым, но лучше не переделывать на глазах ребёнка то, что он сделал «не так». Чтобы избежать конфликтов по поводу неубранных игрушек, родителям придётся смириться: дошкольный возраст — не тот возраст, когда чистота в комнате наводится всегда без напоминаний. К тому же нужно ли стремиться к идеальному порядку, который представлялся ранее?
Татьяна Руснак
Фото: pexels