«Здесь будут зажигаться новые звёзды»: первый пошёл!
Кино как космос — без границ. Об этом напоминает световая инсталляция «Супернова», которую открыли во время кинофестиваля «Мост». Она создает эффект множественных перемещающихся протяженных бликов, деконструирующих пространство. Арт-объект посвящён сверхновой звезде. Предположительно, Солнечная система в её нынешнем виде могла появиться благодаря взрыву небесного тела. А катализатором появления новых звёзд в мире кино призван стать «Мост» — дебютный кинофестиваль от арт-кластера «Таврида». Каким стало первое масштабное кинособытие Крыма?
Кинофестиваль «Мост» прошёл в Академии творческих индустрий «Меганом» и контент-студии «Юг.Кино» — новейшем и не имеющем аналогов на побережье Чёрного моря съёмочном комплексе. Двести молодых кинематографистов из 36 регионов вместе с опытными игроками киноиндустрии представили публике киноленты о любви, героях, дружбе, национальном богатстве и достижениях России. Название фестиваля выбрано неслучайно. Как Крымский мост объединяет нашу страну и является символом единения, так и кино объединяет семьи, поколения, регионы и смыслы.
Среди участников фестиваля:
- представители творческих молодёжных сообществ профессионалов в сфере кино;
- сценаристы и драматурги «Таврида.АРТ»;
- студенты и выпускники профильных творческих колледжей и вузов.
За три дня широкой аудитории показали 50 свежих кинопроектов. Это художественные и документальные фильмы, сериалы, а также премьеры и работы участников конкурса «Мост. Горизонты».
На конкурс представили 23 работы молодых авторов. Победители получили награду «неудержиМОСТь» в четырёх номинациях и два специальных приза.
Так, в номинации «Лучшая игровая полнометражная картина» победил фильм «110» с Елизаветой Боярской в главной роли.
«Подростковый заговор молчания»
Непростые отношения известного в городе адвоката и её почти взрослой дочери Алисы обостряет трагедия. Одноклассница героини кончает жизнь самоубийством, и пусть причина произошедшего — не секрет, школа стремится скрыть её. Ведь слишком многим не выгодна огласка. Оглушённая чувством вины Алиса буквально теряет дар речи, а расследование приводит к опасным последствиям.
«110» — дебют Ильи Михеева, выпускника мастерской Константина Лопушанского в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. Фильм содержательно касается непростой темы, о которой в последние годы говорили и Алиса Хазанова («Белый список»), и Анна Зайцева («Я иду играть»), и в некотором роде Александр Хант («Межсезонье»). Авторы прямо или косвенно обсуждают со зрителями отсутствие диалога между взрослыми и детьми (если не сказать резче — глубокую яму). Тотальная невозможность этот диалог построить как будто бы проскальзывает в том числе и между Алисой и Викторией (мать девочки).
Подробнее с рецензией фильма можете ознакомиться здесь.
Из марафона кинохитов года
«Смотри на меня» — художественный фильм этого года, вышедший в широкий прокат. Кинолента основана на реальных событиях. Здесь тоже речь идёт о большой материнской любви, но история семьи разворачивается в сложные годы послевоенного восстановления страны.
Шестилетний Вова, которого родные зовут домашним прозвищем Бусик, вместе с мамой Ниной, старшими братьями Марком и Юрой и сестрой Люсей едет из Свердловска в Москву к папе. Путешествие это долгое и необычное. Дело в том, что папа уехал в столицу больше года назад и исчез. Не получая от него никаких вестей, Нина решилась на авантюру: арендовала товарный вагон, загрузила в него детей, имущество, включая пианино и корову Милку, и устремилась вслед за мужем, даже не зная, ждет ли он её.
Сейчас исполнителю роли Вовы, Платону Герасимову — восемь лет. Его герою — шесть, как было и самому мальчику во время съёмок.
Съёмки и учёба
Как проходил съёмочный процесс? Как работу на киноплощадке удаётся совмещать со школой? Об этом Платон Герасимов вместе с мамой рассказал журналистам на кинофестивале «Мост».
«Первый месяц мы снимали на природе, с поездом, вагоном, а второй – в павильоне с построенным подобием этого вагона, — рассказывает Платон о работе над фильмом «Смотри на меня». — Какой мой герой? Когда он был маленьким, не понимал полностью происходящее. Для него поездка казалась приключением. Только тогда, когда вырос, осознал насколько было тяжёлым путешествие».
Платон успешно совмещает учебу и съёмки. На киноплощадке — актёр, а в школе — отличник. Справляться с учёбой несложно, признаётся мама мальчика. Ведь главное — старательно учиться целый год. Когда хорошая успеваемость, оценки в порядке, есть возможность уделить необходимое время съёмкам. Например, этой весной Платон поедет в Белоруссию. Съёмочный процесс продлится один-два месяца.
«Мы привезли не только яркие премьеры, чем, безусловно, очень гордимся. Подвели итоги киногода — собрали и показали лучшее, оставившее след в российском киносезоне. Кино — это интеллектуальный досуг. Мы очень хотели, чтобы зрители после показов выходили наполненными эмоциями и киновпечатлениями, которых хватит до следующего «Моста». Чтобы было что обсудить с близкими, о чём задуматься, о чём поплакать, над чем посмеяться и, конечно, чем вдохновиться — нашей удивительной страной, её жителями, природой, культурой, искусством и историей», — говорит руководитель службы индустрии кино, анимации и медиаконтента арт-кластера «Таврида» Владислав Миронов.
Образовательный блок
Обсудить, задуматься, вдохновиться… Кинофестиваль «Мост» — про смыслы в широком понятии. Параллельно с основной программой для гостей фестиваля прошло несколько десятков мастер-классов, которые помогли расширить знания в сфере кинопроизводства.
Гости изучали структуру и развитие сюжета, узнали о процессе съёмок и создании фильмов — от идеи до показа. Об этом и о том, как снять свой короткий метр, рассказал режиссёр, актёр, сценарист, поэт Сергей Кочин.
Одной из тем телерадиоведущей Ксении Роксман стало искусство грима в кинематографе.
Для творческой молодёжи мастер-класс провела обладательница «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, художник-постановщик, художник по костюмам, режиссёр Елена Окопная.
Креативный продюсер Анатолий Максимов рассказал о том, как снять фильм с минимальным бюджетом. А продюсер по документальному контенту и главный редактор «Лента.ру» Владимир Тодоров провел мастер-класс «Новый русский док».
С чего начать, как собрать команду, подобрать локации в контексте создания фильма с ограниченным бюджетом? Опираясь на какую «азбуку» можно создать сильный документальный фильм? Об этом в наших следующих статьях.
От профессионалов киноиндустрии гости узнали также о том, как создавать качественный социально значимый контент, зарабатывать на фильмах и стать популярными в своём регионе. За все дни программы на кинофестивале «Мост» для гостей прошли 30 мастер-классов.
Кинофестиваль «Мост» — отправная точка, «взрыв» энергии, эмоции и идей на территории города молодых творцов.
Заместитель гендиректора по специальным проектам и внешним коммуникациям «Таврида.АРТ» Заруи Товмасян:
«Мы ожидаем и уверены, что появление нашей контент-студии («Юг.Кино». — Ред.) даст свежий глоток творческим индустриям и киноиндустрии, которые здесь получат новые возможности для съёмок. Несомненно, здесь будут зажигаться новые звёзды, особенно в рамках творческих молодежных сообществ, которые появились в этом году».
Татьяна Руснак
Фото: пресс-службы арт-кластера «Таврида»