Взрастить стартап: с чего начинается инвестиционный путь
Формула успеха стартапа состоит не только в уникальной для отрасли идеи, закрывающей «боль» потребителя и маркетинговом плане. Ключевым вопросом являются и финансы. Сложности в привлечении финансирования связаны с высокими рисками, сложностью процесса запуска проекта и умении правильно построить работу с потенциальными инвесторами. Поэтому понимание о том, как начать путь, найти инвесторов и убедить их вложить деньги в проект – во многом определяет достижение цели. Вместе с фондом «Сколоково» рассмотрим вопросы, связанные с первыми тремя раундами финансирования стартапов. Начнём с первого – стадия Pre-seed.
Раунд финансирования — это деньги, которые вы получаете для развития своего бизнеса от различных типов инвесторов — обычно акселераторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов. В зависимости от стадии развития вашего стартапа, вы можете привлекать раунды (стадии):
- предварительный или предпосевной (pre-seed)
- посевной (seed)
- раунды А, В, С и D.
Подробнее читайте здесь.
Pre—seed
Идеальный путь стартапа начинается с бизнес-идеи на стадии Pre-MVP и трансформируется на зрелом этапе в крупную корпорацию.
К сожалению, далеко не каждая компания проходит весь этот путь, а кто-то и вовсе останавливается в самом начале. Чтобы свести такой риск к минимуму и успешно развиваться, за проектом должна стоять сильная команда.
Что не упустить стартапу на стадии Pre-seed?
CustDev и Гипотезы
Проведение CustDev*– это важнейший шаг к тому, чтобы бизнес-идея получилась рабочей. Чем больше вопросов вы задаёте, чем глубже погружаетесь в проблему, тем яснее видите потребности рынка в целом и клиентов в частности. Такие глубинные интервью могут показать, что, например, ещё одна автомойка самообслуживания рынку не нужна. А необходимо, например, хорошее ПО для оплаты этих автомоек.
Успех CustDev заключается в корректности выборки и качества поставленных вопросов. Подробнее о нём читайте здесь.
MVP и команда
После подтверждения основных гипотез на CustDev и понимания, что клиенты готовы платить за продукт, можно продумывать функционал MVP* и формировать go-to-market стратегию* . А команда должна состоять из ключевых сотрудников, которые обладают достаточными компетенциями, чтобы на первых порах развивать, продвигать и продавать продукт.
«Сначала важно не стремиться сделать идеальный продукт со всеми возможными характеристиками, которые могут быть, а скорее сосредоточиться на одной фиче (полезная функция – ред), о необходимости которой поняли на CustDev. Она является, например, ключевой болью. То есть её доработать и пойти в первое внедрение, рыночную капитализацию», — отмечает собеседник «ForPost-Образования» из Skolkovo Capital.
Нетворкинг и лидерство
Что необходимо проекту, когда он на стадии разработки? Понятное предложение и сильный лидер с чётким видением дальнейших шагов и задач проекта. Кроме того, важно быть в «тусовке» и искать способы познакомиться с лидерами сферы, другими стартапами и разработчиками. Участие в индустриальных мероприятиях, встречах с инвесторами и работа с менторами – всё это помогает компании заявить о себе, находить партнёров и, наконец, инвесторов для следующего шага.
Гибкость и фокус на клиента
4 важных фактора, которые помогают в развитии проекта:
- гибкость и умение быстро подстраиваться под новые запросы рынка;
- концентрация на удовлетворении потребностей клиентов;
- планирование развития: масштабирование, финансирование и другие задачи, которые необходимо будет решать в дальнейшем;
- трезвая оценка своих конкурентных преимуществ: в чём ваш продукт действительно лучше? Он дешевле, быстрее или легче в использовании?
Как получить инвестиции на стадии Pre—Seed?
На этом этапе, как правило, используются собственные финансы основателей или же средства так называемых FFF — Family, Friends, Fools (в переводе с англ. — «семья, друзья, дураки»). Слово «дураки» здесь используется в переносном смысле: подразумеваются люди, которые верят в самые смелые идеи и полны энтузиазма.
Если хотите привлечь внешние инвестиции, то обратите внимание на следующие критерии:
- идея, подходящая для большого рынка с потенциалом развития в 1 млрд рублей выручки в год;
- наличие опытной и сильной команды;
- доказательство, что на рынке есть проблема, а у вас есть решение: MVP или отзывы ранних пользователей.
Где искать инвесторов?
Внешние инвестиции могут дать бизнес-ангелы в обмен на долю в компании. Другие способы найти финансирование:
- участвовать в бизнес-инкубаторах, а заодно получить наставничество опытных коллег;
- взять кредит (не обязательно от банка). Существуют специальные фонды, которые выдают кредит с низкой ставкой;
- податься на грант. Сейчас реализуются программы как от государства, так и частных инвесторов.
Если на раннем этапе продукт показал жизнеспособность и заинтересовал пользователей, то проще убедить инвестора в дальнейшем успехе. Наряду с важностью привлечения инвестиций в проект не стоит забывать о сплочённой команде. Это особенно важно на начальной стадии проекта.
Может показаться, что главное — разработать интересный и нужный продукт, а уже затем искать людей для расширения бизнеса. Ведь, когда у вас уже есть база клиентов, будет проще убедить других купить ваш продукт, верно? Не совсем. Успех стартапа во многом зависит от того, насколько сильной и мотивированной будет команда. Поэтому частые увольнения или уход ключевых руководителей могут сильно повлиять на работу других сотрудников и привести к провалу.
«Даже в компании, в которой годовая выручка составляет десятки миллионов, все равно команда очень важна. У нее есть знания и мотивация дальше развивать стартап. Конечно, когда в компании работают тысячи людей, она приближается к корпорации, ещё больше растёт прибыль, важны и другие факторы. Например, текущие акционеры, особенности корпоративной культуры, клиентское портфолио, позиционирование на рынке и другое», — отмечает собеседник «ForPost-Образования» из CK Capital.
Работая сообща вы:
- дополняете друг друга, а значит больше возможностей всё сделать правильно.
- поддерживаете друг друга в кризисные моменты.
- помогаете друг другу выйти из зоны комфорта и ставить перед собой более амбициозные задачи.
В одном из наших следующих материалов об инвестиционном пути стартапа подробнее расскажем о втором раунде – стадии Seed (посевной).
Дополнение
CustDev (Customer Development) — способ получения обратной связи от пользователей. Собранные данные используют для тестирование идеи или прототипа будущего или существующего продукта на потенциальных потребителях. За сложным термином кроется простая суть: это общение с будущей или нынешней аудиторией, выявление ее потребностей.
MVP (минимально жизнеспособный продукт) — это ранняя версия продукта с небольшим набором функций (иногда даже одной). Их достаточно для демонстрации и тестирования на первых потребителях. Результаты тестирования и обратная связь от целевой аудитории помогают понять, стоит ли развивать проект дальше, какие изменения следует внести в стратегию, а что оставить в первоначальном виде.
GTM (Go-to-market) — комплексный план действий по запуску продукта. Такой план объединяет вопросы позиционирования, ценообразования, изучение клиентов, продвижения и продаж.
Татьяна Руснак
Фото: pexels