12 признаков, которые говорят о готовности ребёнка к школе
Как определить готов ли ребёнок к школе по физическим параметрам? Что может рассказать родителям «Филиппинский тест»? Какие навыки должны быть освоены до первого класса и как тренировать их дома? Отвечаем на самые распространённые вопросы родителей, связанные с главными критериями «школьной зрелости» месте с психологом, ведущим научным сотрудником Института воспитания Анной Бояринцевой.
Обычно в первый класс принимают детей от 6,5 до 8 лет. Только некоторые дети готовы пойти в школу с 6,5 лет (по статистике больше девочек). Большинству подходит поступление в возрасте около 7 лет.
1.Как понять, готов ли ребенок физически?
В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста». Иными словами — существенное удлинение рук и ног. Это один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие функции организма.
Как узнать?
Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок в возрасте 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Это называют Филиппинским тестом.
О чём говорит Филиппинский тест
Его результат достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребёнка. Он отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. Считается, что он показывает уровень созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать, перерабатывать информацию.
2.Полуростовой скачок
Физиологи и гигиенисты едины во мнении: если ребёнок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье. В первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.
После полуростового скачка организм становится надёжнее в биологическом смысле, а значит – работоспособнее.
У ребёнка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе.
Готовность к школе. Как определить?
3.У ребёнка есть желание идти в школу. Он осознает важность и необходимость учения. Достаточно легко общается с другими детьми, адекватно ведёт себя.
Им в том числе движет мотивация учиться ради признания и одобрения значимых для него других людей.
Чтобы желание учиться закрепилось у ребёнка, родителям следует всячески поддерживать его.
Как это сделать?
- Рассказать о своих школьных годах, показать свои фотографии, поделиться приятными воспоминаниями
- Вместе приобрести школьные вещи: тетради, рюкзак, ручки, карандаши и т.д
- Играть «в школу» («учитель-ученик»)
- Читать и обсуждать книги о школе и школьниках
- Показывать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной
- Хвалить за учебные успехи.
4. Он умеет управлять своим поведением. Кроме того, ведущую роль играет умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, не отвлекаться.
Как формировать волевую готовность дома?
- Играть в игры по правилам, с постановкой цели и достижением результата.
- Учить планировать неделю, день, событие и подводить их итоги.
- Развивать произвольность в движениях (игры со скакалкой, бросание мяча в цель, игра на музыкальных инструментах и пр.).
- Учить сосредотачиваться на инструкции, которую ребёнок получает от взрослого
- Давать домашние поручения и задания, учить наизусть стихи.
- Учить делать сознательный выбор в бытовых действиях.
5.У него хорошая мелкая моторика. Чем выше она развита (движения кистей и пальцев рук), тем выше развитие речи и мышления ребёнка.
Что должно насторожить?
Если:
— ребёнок при раскрашивании фигуры поворачивает лист. Это означает, что он не может менять направление линии с помощью движений кисти и пальцев.
— детали мелкие и линии слабые – слабая кисть, слабо развиты мышцы;
— на рисунке все предметы нарисованы очень мелко. Значит, что кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
— ребёнок держит карандаш или ручку неправильно.
Как развивать зрительно-моторную координацию дома. Простые варианты
- Рисовать карандашами (штриховать, копировать образец и пр.)
- Вырезать ножницами, делать аппликации
- Лепить (пластилин, глина, масса для лепки и пр.)
- Собирать мелкий конструктор
- Сидеть ровно и прямо.
- Научить правильно держать карандаш/ручку (тренажеры, трёхгранные карандаши/ручки),
- Заниматься рукоделием (вышивать, вязать, шить).
- Использовать творческие и конструктивные игры с мелкими деталями (мозаики, шнуровки, пазлы и пр.)
6. Ребёнок способен выдерживать длительные нагрузки. Это тесно связано с работоспособностью. От её уровня зависит, насколько успешно ребёнок овладеет программой 1-го класса.
7. У него правильная и отчётливая речь.
8. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, ловкий.
9. Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски)
10. Кроме того, к психофизиологической выносливости относят умение заниматься одним делом, не отвлекаясь в течение 40 минут.
- Значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают: игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика, соблюдение режима дня.
11. У него развита сфера познавательной деятельности. Кругозор – представления о мире достаточно развернуты и конкретны. Его речь содержательна, он любознателен.
12. Сформированы такие интеллектуальные умения как сравнение, обобщение, установление закономерностей.
Таким образом, ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы окружающего мира, уметь планировать свою деятельность. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «школьной зрелости» — многогранное, охватывает все сферы жизни ребёнка.
Если наблюдается низкий уровень школьной зрелости, год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации ребёнка. Хоть он и не будет дотягивать по уровню знаний по общепринятым нормам, но не будет испытывать проблемы в психоэмоциональном плане в новой для себя обстановке. Ведь трудности в учебе преодолимы. Однако сложная адаптация в первом классе может отрицательно отразиться на дальнейших образовательных успехах. Главное – не отбить у ребёнка желание учиться.
Следите за нашими материалами и вы узнаете, какие методики можно использовать для того, чтобы проверить готовность ребёнка к школе.
Татьяна Руснак
Фото: pexels