ЕГЭ — это про100. Как избежать частых ошибок на экзамене по литературе?

24-04-2024 14:35

Ежегодный марафон «ЕГЭ — это про100!» для выпускников 2024 года стартовал с онлайн-консультации по подготовке к экзамену по литературе. Доктор филологических наук, один из разработчиков КИМ Алексей Фёдоров вместе с учителем русского языка и литературы школы №1516 (Москва) Анной Кузьминой ответили на вопросы школьников и дали рекомендации по экспресс-подготовке к экзамену.

Можно ли использовать произведение не из школьной программы и не из кодификатора как аргумент для сочинения?

Никто этого не запрещает, но главное — уместность. В задании чётко прописано, к какому временному промежутку должно относиться произведение.

Что делать, если вы хотите использовать текст зарубежного автора? Обратите внимание, чтобы в задании была формулировка, предполагающая обращение к зарубежной литературе.

Можно ли использовать произведения, опубликованные только в Интернете?

С осторожностью. Во-первых, ЕГЭ ориентирован на проверку знания классической литературы. Во-вторых, у эксперта должна быть возможность проверить текстовый источник. Лучше не рисковать за исключением безвыходной ситуации. Если вы всё же обращаетесь к произведению из Интернета, то лучше использовать текст, который размещён на проверенных порталах. Например, Стихи.ру, Проза.ру.

В заданиях 5 и 10 нужно писать отдельный вывод? Снимут ли баллы за логику при его отсутствии?

Нет, это необязательно. Главное, чтобы мини-сочинение было логически завершено. Вывод должен быть только в 11-м задании.

«Традиционно уже много лет сопоставительные задания, 5 и 10, самые проблемные. Ведь они предполагают подключение своего читательского опыта, кругозора и памяти. Я бы порекомендовал при подготовке к этим заданиям (весомым, ведь в сумме за них дают максимум 16 баллов — почти как за сочинение) обратить внимание на наиболее распространённые темы. Например, семейные отношения, тема любви, взаимоотношение личности и общества, взаимоотношение человека и природы. Найдите произведения, в которых есть эти темы. Держите их в уме, чтобы при необходимости взять для сопоставления», — советует Алексей Фёдоров.

Корректно ли использовать в 9-м и 10-м заданиях термины «лирический субъект» или «лирический персонаж»? Можно ограничиться термином «лирический герой»?

Чтобы не рисковать, лучше всего использовать термин «лирический герой» или его синоним — «лирический субъект».

Если вы напишите «лирический персонаж»/«поэтический персонаж», то это будет считаться ошибкой. Причина в том, что обычно это тот, о ком идёт речь. То есть персонаж, который упоминается в произведении, а не тот, от чьего лица идёт повествование, чьи чувства или мысли выражаются в тексте.

Если тема сочинения отнесена к лирике. Например, образ солдата. Можно взять стихотворение разных поэтов или нужно три стихотворения одного поэта?

Да, можно использовать стихотворения разных поэтов. Необязательно, чтобы был один автор. Главное, чтобы произведения относились к этой теме.

В 4-й теме в сочинении, как правило, дана общая тема, и в скобках даны три фамилии писателей из трёх разных эпох. Предлагается выбрать одного из этих авторов. Когда вы это делаете, затем берёте не менее трёх стихотворений для раскрытия темы. Если будет меньше, снизят баллы.

В задании 5 возможно привлечь лирические произведения для сопоставления с драматическими или эпическими?

Правильнее лирику сопоставлять с лирикой, прозу — с прозой. В редких случаях можно сделать исключение.

Будет считаться ошибкой, если написать фамилию автора без его инициалов?

Обычно нет. Исключение — авторы, у которых совпадают фамилии. Например, Лев Толстой и Алексей Толстой. В таком случае необходимо обязательно уточнять. Хуже сделать ошибку в инициалах, чем просто их не назвать.

Считается ли ошибкой незначительная погрешность в цитате?

Да, это считается фактической ошибкой, так как цитата неточная. Если вы не уверены в последовательности слов в цитате — переведите её в косвенную речь. Это тоже будет считаться опорой на текст.

Почти месяц остаётся до ЕГЭ по литературе. На чём сосредоточится в оставшееся время?

Рекомендации Анны Кузьминой

Обратите внимание на:

  • проблематику произведений, героев (часто фактические ошибки связаны с тем, что их неправильно называют или не знают);
  • цитаты из текстов, так как они тоже встречаются в ЕГЭ по литературе;
  • средства художественной выразительности при анализе поэтических произведений.

Рекомендации Алексея Фёдорова

Освежите в памяти:

  • Тексты тех произведений, которые обозначены в кодификаторе полужирным шрифтом. Это означает, что их фрагменты могут появиться в первой части экзамена.
  • Материал 9-10-х классов. Эти тексты помогут привлекаться для сопоставления, а также использоваться при написании сочинения во второй части экзамена.

Потренируйтесь над заданиями, предполагающими развёрнутый ответ на поставленный проблемный вопрос.

Обратите внимание на свои проблемы, связанные с написанием сочинений.

Повторите теоретико-литературные термины, которые названы в кодификаторе. Их знание будет проверяться как в первой, так и во второй части.

Важно: один из критериев при проверке сочинения предполагает использование теоретико-литературных терминов как инструментов анализа, а не просто их упоминания в тексте.

Ещё больше ответов на вопросы по ЕГЭ по литературе смотрите в записи здесь.

Татьяна Руснак

Фото: pexels

Число просмотров: 480
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...