Почему дети воруют и как отучить их от этого
Ваш ребёнок начал воровать, и вы не знаете, что делать с этим? Не спешите его ругать и, тем более, применять физические наказания. Случаи детского воровства происходят довольно нередко. Почти каждый ребёнок хоть раз в жизни взял чужое. В этой ситуации важна реакция родителей. От неё во многом зависит поведение ребёнка и возможность повторения воровства.
О том, почему дети присваивают чужие вещи, что делать родителям и как справиться с таким поведением, поделились эксперт Института воспитания, консультативный психолог Татьяна Власова и педагог-психолог Наталья Руденко.
Возрастные особенности
Если ребёнку до 4 (5) лет, то нельзя говорить об отклоняющемся поведении. У дошкольников ещё нет чётких границ между «своим» и «чужим». В присвоении игрушек других детей нет ничего плохого, так как у малышей нет понимания негативности происходящего.
- В этом возрасте родителям следует объяснить, как нельзя себя вести. Свой рассказ лучше сопровождать разбором конкретной ситуации и обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
У детей в возрасте 6–8 лет норма уже сформирована, но могут возникнуть проблемы с самоконтролем. Поэтому сильное желание получить «игрушку мечты» может взять верх.
Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны для старших дошкольников. В этом возрасте ребёнку более важно его место в группе сверстников. Он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.
- В таком случае нужно обратить внимание на причину. Например, в несформированности навыков общения или низкую самооценку. Стоит обсудить тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.
Произвольное поведение обычно формируется к 6-7 годам, но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно сдерживать свои желания. Причиной импульсивности могут быть как особенности темперамента, временные реакции на психотравмирующие ситуации (переезд, поступление в школу), психические отклонения (например, умственная отсталость).
- Отучить от воровства можно попробовать так же, как и в предыдущем случае — с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.
В возрасте от 8 до 10 (11) лет у детей воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Ребёнку нелегко на свое «хочу!» твёрдо сказать «нет!». Таким детям трудно справиться с соблазном, но им стыдно за свой поступок.
Зачастую школьники воруют письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. При этом они действуют спонтанно. Кроме того, возможна ситуация кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, объектами воровства становятся жвачки, шоколадки, блокноты, киндер-сюрпризы.
С воровством бок о бок может идти ложь. Отрицание вины – способ избежать наказания за содеянное.
Как можно развить волю?
- Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам.
- Предлагайте ребёнку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: «Куда пойдём?», «Что сегодня сделаешь?». Не меняйте его программу.
Если ребёнок старше 12 лет продолжает воровать и делает это регулярно, то такие действия считаются устойчивой формой проблемного поведения.
То, что в раннем детстве — ошибка, у подростка 12-15 лет — осознанный шаг или вредная привычка. Чтобы самоутвердиться или стать «своим» человеком в компании, подростки могут украсть, например, «модную» вещь. Воровство характерно школьникам с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.
- Здесь тоже нужно понять причины. Подростков силой или хитростью могут втянуть в воровство. Родителям нужно понимать, что возможны так называемые «кражи престижа»: сына/дочь подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе. Помогите сформулировать извинения или рассказать, как он может возместить нанесённый ущерб. Поддержите ребёнка в его желании исправиться.
Причины, которые побуждают детей присваивать чужое
— Произвольное поведение недостаточно сформировано, как и понятие о собственности.
Например, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. В этом случае причина воровства – непонимание ребёнка, какие вещи принадлежат ему, а какие – другим. Он может не осознавать, что поступает плохо.
— Желание привлечь к себе внимание.
— Ощущение ребенком своей неполноценности
В семьях ворующих детей часто наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. При помощи кражи ребёнок добивается того, чтобы семья сплотилась и начала заниматься его проблемами.
Ещё одна ситуация: ребёнок крадёт деньги, чтобы угостить одноклассников, подарить дорогой подарок. Такое поведение может быть свойственно детям, которых отвергает коллектив сверстников из-за физических недостатков, школьной неуспеваемости, «не того» социального статуса.
— Тревога, психологическое напряжение и подавленность. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
— Признание сверстников.
— Разговоры родителей. Лучше не обсуждать, например, истории мошенников, которые неплохо устроились в жизни.
— Наличие неудовлетворенной значимой для ребенка потребности. Воровство происходит, потому что родители не считаются с мнением ребёнка.
— Безвыходная ситуация. У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше.
— Халатное отношение к деньгам в семье
— Месть, проявление агрессии в отношении какого либо
Например, в обеспеченной семье, где деньги всегда доступны, ребёнок привыкает иметь определённую сумму на личные нужды.
Изменения в поведении подростка, на которые нужно обратить внимание
- появление дорогих вещей;
- смена круга общения;
- общение со школьниками старшего возраста;
- нежелание ходить в школу.
Как поступить родителям?
Следует быть на стороне ребёнка, ведь вы – его законный представитель, который решает проблемы рассудительно, с высоты собственного опыта. Он будет чётко отслеживать, как происходит решение конфликта. Если вы будете скрывать факты и прибегать к неправильным действиям, от подростка можно ожидать повторения инцидента.
Оставьте эмоции вне ситуации, не взывайте к совести и не взращивайте чувство вины. Ваши дальнейшие действия зависят от возраста ребёнка и причин поступка. Выясните, почему он так сделал и все обстоятельства произошедшего, получите как можно больше информации. Помогите ребёнку разобраться в причинах его поведения (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой. Показывая неодобрение поступка, не переходите границы, признавая ребёнка «позором семьи». Любое физическое или психологическое давление может только ухудшить ситуацию. Если есть необходимость в решении психологических проблем, лучше обратиться к специалисту. Мотивов или причин отклоняющегося поведения несовершеннолетнего немало. Главное – дать почувствовать серьёзность совершённого поступка и безопасность — он по-прежнему любим и достоин прощения.
Фото: pexels