Перевести нельзя оставить: в регионах обеспокоены уходом учеников из школ
Севастопольские парламентарии просят Минпросвещения ужесточить переход детей со школьной формы обучения на семейную, а депутаты Самарской губернской Думы будут прорабатывать вопросы по «установлению ответственности родителей за некачественное образование при семейной форме обучения». Этим самарские парламентарии не думают ограничиваться. Как к инициативам отнеслись родители? Почему семейное образование они предпочитают школьному? Какое внимание властей ждут? Об этом в нашем материале.
Тотальный контроль?
В конце января председатель комитета законодательного собрания Севастополя по образованию, науке, культуре и спорту Елена Глотова рассказала в интервью журналистам ForPost-Политика об инициативе относительно семейной формы образования (СО).
«Мы просили <…> изменить существующий уведомительный характер перехода на семейную форму образования на разрешительный. Или закрепить согласование перехода с соответствующим органом власти», — сказала она.
Парламентарии направили в Минпросвещения инициативу, в которой просят «обязать родителей при переходе на семейную форму образования указывать в заявлении причины перехода, уровень своего образования, наличие педагогической квалификации».
Кроме того, родителям необходимо будет подтверждать возможность жилищных и других условий, чтобы обеспечить обучение ребёнка в семье.
Ответ неоднозначный
В ответе, полученном от ведомства, министерство высказывает опасения, что «может спровоцировать безосновательное вмешательство в отношения между детьми и добросовестными родителями». Однако вместе с этим допускает возможность внести изменения в подзаконные акты.
В России семейное образование набирает популярность. Севастополь не стал исключением. По словам депутата, если в 2021–2022 годах в городе по этой форме обучались 622 человека, то в этом — уже 717.
Подобная тенденция наблюдается и в Самарской области. По информации пресс-службы Самарской губернской Думы, «за последние четыре года наблюдается настораживающая тенденция к увеличению количества «семейников». В 2022/2023 учебном году в Самарской области на семейной форме обучения находится 1464 ученика, более половины из них из Самары».
«Эстафета» — самарцам?
Вслед за севастопольскими парламентариями свои предложения внесли самарские депутаты. 30 января в Самарской губернской Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему «Получение общего образования в семейной форме: вопросы и проблемы», организованного парламентским комитетом по образованию и науке.
По итогам в проработку взяты вопросы:
— о внесении изменений в федеральное законодательство в части установления ответственности родителей за некачественное образование при семейной форме образования, а также наделения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правом ходатайствовать о возвращении ребёнка в школу для дальнейшего получения образования.
Министерству образования и науки Самарской области рекомендовано рассмотреть возможность создания единой информационной базы детей, находящихся на семейной форме обучения, с обеспечением доступа к ней школ и органов управления образованием.
Инициативы депутатов вызвали обеспокоенность и недовольство среди родителей, которые выбрали для своих детей семейное образование. Об этом свидетельствуют сотни комментариев на официальных страничках ведомств в соцсетях. Стоит отметить, что для многих родителей переход семейное образование — вынужденная мера. Почему родители выбирают семейное образование? Как они относятся к недавним инициативам депутатов? Об этом узнала редакция ForPost-Образование.
Татьяна, Санкт-Петербург:
«Нашему старшему ребёнку было некомфортно учиться в школе из-за коллектива. Формат школьного образования ему не подошёл. Начал много болеть. Нам пришлось уйти. Мы поняли, что опоздали — нужно было уходить раньше.
До принятия решения долго думали, нас терзали сомнения — уйти или нет, так как школьная система для нас была всё-таки общепринятой. Пандемия показала, что ребёнок способен учиться вне школы более эффективно, чем в ней. И мы решили попробовать. Таким образом, он с 7-го класса (а сейчас у него 9-й) на семейном образовании. Учится в онлайн-школе. Много времени находится в коллективе, так как ходит в разные кружки. Он участвует в различных олимпиадах, в том числе всероссийских, занимает призовые места.
Наша дочь, видя обстановку, всё же пошла в 4-й класс в школу. Сначала было всё хорошо. Но, спустя три недели, пришла с учёбы со словами: «Заберите меня из школы». Она сравнила и увидела, что старший брат учится эффективнее, у него остаётся много времени на свои увлечения, он спокоен, жизнерадостен. А она должна была выбирать между обычной жизнью, интересами и учёбой. Ведь сегодняшняя школа предполагает, что ребёнок очень много учится.
Дочери сложно было высиживать несколько уроков подряд, так как бывало, что перемены фактически отсутствовали. Шёл урок за уроком, ненадолго отпускали из класса и обратно за учёбу.
Хочется обратить внимание властей, что ребёнка может обучать и не родитель. Можно нанять репетиторов, а сейчас распространены онлайн-школы. Для чего родителю иметь педагогическое образование?»
Алина, с. Холмовка, Бахчисарайский район Крыма:
«Мой старший сын сейчас официально в первом классе. Уйти на семейное образование мы решили по многим причинам: ухудшение образования в школах, ограничение прав родителей (так как 273 ФЗ трактуют по-разному), школы превратились в «режимные объекты», классы в целом — искусственная одновозрастная среда. Но самая главная причина ухода моего ребёнка и в будущем ещё двух моих детей — это духовная составляющая.
Я вижу по себе, что школа сделала меня хорошим исполнителем. Мне бы хотелось, чтобы мои дети были творцами своей жизни — не заглушали свои желания и чувства, были свободны от навязанных чужих целей, не потеряли связь с истинным своим «Я». Нужно делать то, что ты любишь наилучшим образом — и это всё, что от тебя требуется. Ради этого я выбрала СО. Это очень ответственно и непросто. По моим наблюдениям, семейную форму обучения выбирают в основном осознанные родители, в большинстве своём с несколькими высшими образованиями или многодетные родители. Я не осуждаю тех, чьи дети в школе и не возвышаю «СО-шников». Каждый делает свой выбор.
По поводу инициатив депутатов: мне кажется, что это некомпетентность в вопросе семейного образования. Следует сначала глубоко разобраться в этой теме. Возможно, собрать круглые столы с родителями, обсуждать совместно вопросы.
Подобными инициативами парламентарии подрывают доверие к себе. Желание настолько всё контролировать — это печально. Есть несколько регионов в нашей стране, где уже успешно сотрудничают с СО и даже осуществляют компенсации родителям».
Анна, Подмосковье:
«Я против ужесточения условий перевода на СО. Мой ребёнок учился в обычной школе. Я сама преподаю в общеобразовательной школе. И, к сожалению, не вина учителей в том, что сейчас происходит в школе.
С переходом на семейное образование мне стало спокойнее за своих детей: я знаю, что они не будут слушать матерную речь, им никто не откроет игру или видео с жестоким или аморальным контентом. Их учебную нагрузку я могу регулировать самостоятельно, исключив, например, уроки физкультуры в зале, где одновременно занимаются старшие и младшие.
Дети гуляют на улице, общаются с другими детьми, помогают по дому — учатся готовить, видят, какую работу выполняет мама.
На каждого ребёнка в школе выделяются государством деньги. Хотелось бы, чтобы родители на СО могли их получать, потому что приходится меньше работать».
Елена, г. Севастополь:
«Одна моя дочь сейчас во 2-м классе, вторая — в 5-м. С первого класса они прикреплены к московской школе и сдают годовые аттестации онлайн.
Старшая занимается в городской художественной школе, а средняя — в спортивной школе. У нас много знакомых семей в Севастополе, которые выбрали путь семейного обучения. При этом мне известен лишь один случай возвращения ребёнка в школу, и то под давлением родственников. Мои дети дружат и с детьми на СО, и со школьниками.
Отношение к инициативе севастопольских депутатов у меня резко отрицательное. Она противоречит федеральному закону об образовании, создаёт дополнительные трудности ответственным родителям (а безответственные за семейное обучение не возьмутся) и приведёт к нерациональному использованию бюджетных средств на все предполагаемые проверки и документы. Кому это выгодно? Без комментариев.
Прежде чем окончательно решиться на СО, я общалась с семьями из разных стран, выпускниками семейной формы обучения, которые успешно поступили в вузы. В России их много.
Лучше бы депутаты выступили с какой-нибудь полезной инициативой. Например, выдавать детям на СО такие же бесплатные проездные как у школьников. Нам тоже нужно ездить и на кружки, и в музеи, и в библиотеки».
Запретить нельзя поддерживать
Напомним, семейное обучение — это форма получения образования вне школы. При этом родителям вовсе необязательно самостоятельно обучать детей. Альтернативные варианты — репетиторы или онлайн-школы.
Родители, которые выбрали для своих детей семейное образование, сходятся во мнении: вместо того, чтобы запрещать, ужесточать, контролировать выбор семьи, следует разобраться в причинах предпочтения семейного образования и вести открытый диалог с родительским сообществом.
Конечно, семейное образование не для всех — во многом из-за способности родителей организовать чёткий учебный процесс (самостоятельный выбор онлайн-школы), желания ребёнка быть именно в школьном коллективе. Подробнее об этом, а также о мифах семейного образования и его бонусах уже во взрослом возрасте — в одном из наших следующих материалов.
Татьяна Руснак
Фото: pexels