10 фраз родителей, который «убивают» мотивацию детей

«Хватит ныть!», «Мог бы и лучше», «Не умеешь — не берись», «Мне за тебя стыдно». Знакомые фразы? Некоторые «флешбэки» до сих пор могут всплывать в памяти с яркими деталями происходящего. Сейчас тоже эти фразы или подобные им можно услышать повсеместно: в детских садах, в магазинах, на детских площадках, в окружении друзей или «на автомате» от себя.
Как понять родителям, что полезно транслировать детям? Как научиться изменить установки из прошлого, которые, возможно, им мешали в детстве? Специалисты проекта «Родительский университет» рекомендуют начать с распознавания таких установок в своей памяти или речи. В этом родителям поможет самоанализ в спокойной обстановке. Далее можно наполнить установки из прошлого новым позитивным смыслом. Для этого достаточно добавить несколько слов поддержки, объяснения к фразам. Взамен вы получите доброе, безопасное общение, где ребёнок ощутит вашу поддержку и заботу. А это, как известно, немаловажно для успеха в любом деле в перспективе.
Например, фразы:
1. Я тебя родила…
Нет: «Я тебя родила, поэтому ты должен…».
Порой родители с самого детства записывают своих детей в «должники». В большинстве случаев речь идет об эгоизме и неприятии чувств ребёнка. Это выражается в разных формах даже тогда, когда ребёнок уже вырос.
Да: «… поэтому буду о тебе заботиться и помогать».
2. Не умеешь
Нет: «Не умеешь — не берись».
Эта фраза отбывает желание учиться. Ведь здесь установка не расширять свои возможности, не пробовать, не совершать ошибки, которые помогают в освоении навыков.
В результате у детей формируется страх совершить ошибку. Дети, а затем и взрослые, воспитанные в похожей парадигме, могут бояться всего нового, так как понимают, что они этого не умеют, что они будут ошибаться, и за это их будут осуждать.
Да: «Берись, а я тебя всегда поддержу и дам совет, если нужно».
3. Нет: «Мне за тебя стыдно».
Следует узнать причины поступка, объяснить, почему так вести себя не следует, и какое поведение приемлемо. Это полезнее, чем молчаливое обвинение.
Да: «Твой поступок привел к тому, что…В следующий раз…».
4. Нет: «Вечно ты делаешь всё неправильно».
Эта фраза понижает самооценку ребёнка. Лучше посоветовать, как сделать лучше, похвалить в чём-то.
Да: «Молодец, что попробовал. С первого раза не получилось — значит получится потом».
5. Нет: «Смех без причины — признак дурачины».
Часто люди произносят эту пословицу, почти не задумываясь над значением. По сути она даёт «указ» вести себя более сдержано, соблюдая порядок и приличия в месте, где вы находитесь. Но что мешает радоваться в разумных пределах без особой причины?
Да: «…признак хорошего настроения. Не стесняйся радоваться».
6. Нет: «А вот я в твои годы такого не мог (ла) позволить!».
Не следует сравнивать ребёнка с кем-либо, в том числе с собой. К тому же этой фразой вы можете вызвать у него чувство вины.
Да: «Я очень рад (а), что ты можешь. Наслаждайся, котёнок».
7. Нет: «Мог бы и лучше».
Что слышит ребёнок: «Ты приложил усилия и старания, но всё было бесполезно».
Да: «В этот раз не получилось, но ведь ты старался. Попробуем в следующий раз».
8. Нет: «А кто тебя спрашивал?»
В результате у ребёнка возникает сомнение в ценности собственного мнения. Если часто это повторять, то может пропасть доверие к близким людям.
Да: «А что ты думаешь?».
9. Нет: «Хватит ныть!»
В родительской усталости и раздраженности ребёнок может услышать: «Мне неинтересны твои чувства. Я устала от твоих эмоций». К чему ведет запрет на чувства и эмоции? В результате ребёнок либо замолкает из-за страха перед родителем (прекращает проявлять эмоции и закрывается в себе) или приближается к истерике от того, что не услышан.
Да: «Чем я могу тебе сейчас помочь? Тебе грустно? От чего? Чем именно ты обеспокоен?».
Конечно, рекомендация не универсальная. В зависимости от возраста ребенка и его характера нужен свой подход. Для одних родителей достаточно обнять ребёнка и «переждать эмоции», для других — поговорить.
10. Нет: «Ты должен так сделать, так как я так сказала».
Что слышит ребёнок: «Ты никто, а я главная».
Лучше обосновать и объяснить ребёнку, почему он должен сделать так, как считает родитель.
Да: «Если ты сделаешь…, то… и ты можешь почувствовать, что…».
Все родители делают замечания, пытаясь объяснить, что такое «хорошо» и «плохо», как «надо» делать и что категорически «нельзя». Однако многие фразы с авторитарным подтекстом могут негативно отразиться на детской психике — не сразу, а при системном использовании. Даже, если в настоящем последствия незаметны, во взрослом возрасте детские травмы дают о себе знать. За подобными фразами может быстро последовать «нужный» родителю эффект, но какой ценой? Наши рекомендации помогут не только найти общий язык с ребёнком в разных ситуациях, но и развивать эмоциональный интеллект. Ведь, чтобы научиться управлять своими эмоциями и понимать чужие, ребёнок должен знать, что он чувствует в каждый момент жизни.
Татьяна Руснак
Фото: pexels.com, pixabay