Оперные вечера в Севастополе: лекция-концерт как путешествие сквозь века

24-05-2022 19:27

Почему во французской опере ценились прежде всего тенора? Каким образом арии часто превращались в цирковые номера? Почему Камиль Сен-Санс считал оперетты недостойной музыкой?  Об этом и не только рассказали на очередной лекции-концерте цикла «Оперные вечера в Севастополе», посвящённой оперному театру Франции XIX века.

Для большой оперы, процветающей в XIX веке, были характерны монументальность, историко-героические сюжеты, драматические коллизии, красочность и декоративность, а также эффектное использование массовых (хоровых и балетных) сцен.

Новая «серьёзная» французская опера, как еще её называли, с самого момента своего появления конкурировала с менее «роскошной» комической. В отличие от последней, она была искусством для городской буржуазии. Начиная с постановки «Роберта-Дьявола» Мейербера, её героями, как правило, были уже не простые люди, а знать и аристократия.

Джакомо Мейербер считается одним из главных мастеров большой оперы. Он учился в Берлине у Антонио Сальери, работал в Италии и только потом переехал во Францию, где были написаны и поставлены его главные произведения — «Гугеноты» и «Роберт-дьявол».

Во многих операх композитора блистала Полина Виардо. Среди многочисленных её поклонников был Иван Тургенев. Он познакомился с певицей, когда Виардо находилась на гастролях в Петербурге. С этого дня он окончательно потерял голову — старался не пропускать спектакли с её участием, чтобы только увидеть и слышать чарующий голос дивы.

Он настолько доверял певице, что отдал ей на воспитание свою незаконнорождённую дочь. Девочка находилась в положении крепостной в имении матери Тургенева. Как известно, та отличалась жестоким нравом, и, чтобы уберечь свою дочь, писатель перевёз девочку в Париж.

Если Джакомо Мейербер и Шарль Гуно прославились главным образом как авторы опер, композитор Камиль Сен-Санс работал во всех музыкальных жанрах. Несмотря на то, что опера не была ключевым направлением в его творчестве, большой популярностью до сих пор пользуется его «Самсон и Далила» — опера на библейский сюжет.

А в одном из самых известных произведений Сен-Санса, сюите «Карнавал животных», в различных обитателях фауны зашифрованы фрагменты музыкальных сочинений и характеры людей. Самая известная часть — «Лебедь» — стала восприниматься публикой не так, как планировал композитор. Хореограф Михаил Фокин поставил номер для балерины Анны Павловой на музыку из сюиты. В созданной интерпретации он стал называться «Умирающий лебедь». Композитор не задумывал такой трагической концовки, но всё-же одобрил эту версию.

Во французской опере очень ценились тенора. Главным достоинством певцов считалось умение брать высокие ноты. Исполнители старались показать свои верха там, где это было возможно, поэтому арии зачастую превращались в цирковые номера. Отсюда и повелась традиция — тенорам стали отдавать партии главных героев. Шарль Тома писал «Гамлета» для тенора, но внезапно изменил своё решение, потому что услышал в труппе театра отличного баритона, который виртуозно владел своим голосом. Поэтому партия получилась сложной — она считается непростой для баритона, среднего по высоте тембра.

Параллельно с большой оперой во Франции развивалась опера-комик. Это были музыкальные спектакли с разговорными диалогами. Жанр похож на итальянскую оперу-буффа или немецкий зингшпиль. Причём опера-комик объединяла не только комические спектакли.

Камиль Сен-Санс считал оперетты недостойной музыкой — слишком лёгкой и развлекательной. Несмотря на критику оперетты, жанр всё же полюбился французской публике. Спектакли привлекали тем, что среди героев было много простых людей. Кроме того, музыкальные произведения часто носили сатирический характер, отличались злободневным юмором.

В шестой лекции-концерте участвовали лауреаты международных конкурсов, солисты Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России Александра Майская (сопрано), Мария Патрушева (меццо-сопрано) и Азамат Цалити (баритон), а также лауреат международных конкурсов, солист Большого театра России Иван Максимейко (тенор).

Азамат Цалити никогда не предполагал, что свяжет свою жизнь с оперным искусством. В детстве и юности занимался музыкой, интересовался танцевальными направлениями. Дополнительное образование считает преимуществом, тем не менее артист убеждён, что обременять детей чрезмерным количеством секций не стоит.

«У ребёнка должно быть свободное время, детство. Не следует перегружать его различными кружками, — убеждён Азамат Цалити. — У меня была разносторонняя подготовка — в частности, музыкальная школа с 7 лет. Это было моим желанием. Занимался по классу «Кларнет и общее фортепиано». Ходил на танцы (классические, бальные, осетинские народные танцы), занимался шахматами. Думаю, что для артиста всё полезно. К тому же важно, чтобы родители увидели в своём ребёнке потенциал, позволяющий в будущем стать артистом».

Татьяна Руснак

Фото Анны Корниловой

Число просмотров: 606
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...