Учёные СевГУ разработали высокоточную систему управления судном

19-01-2022 11:58

Разработка учёных Севастопольского госуниверситета в рамках внутреннего гранта вуза предназначена для организации автоматического, безэкипажного хождения судов по заданному фарватеру, а также их автоматического причаливания. Об этом ForPost-Образованию сообщает пресс-служба СевГУ.

По словам руководителя проекта, профессора кафедры «Электронная техника» СевГУ Игоря Широкова, принципиальное отличие от существующих систем навигации — высокая точность устройства.

«Точность стандартных спутниковых навигационных систем хороша для того, чтобы сказать, где находится судно, в какой точке земного шара, куда оно движется, но совершенно не годится для того, чтобы осуществить проход в «узкостях», сложном фарватере, там, где точность должна измеряться не десятками метров, а десятками сантиметров, или даже миллиметров, то есть должна быть на два-три порядка выше, иначе невозможно осуществить высокоточную стыковку судна с причальной стенкой, пройти с точностью до миллиметра по фарватеру. Ярким примером может служить недавняя авария в Суэцком канале», — рассказал Широков.

Разработке предшествовали диссертационные и научные исследования, посвящённые построению фазовых радиотехнических систем. Это малораспространенная технология, поскольку сложность её работы, выделения и получения информации высока. Большинство исследований идёт по пути аналоговых сигналов, в связи с чем теряется точность.

«Продвигаемый мной гомодинный* метод преобразования сигналов позволяет построить фазовую радиотехническую систему, что открывает путь для использования относительно простого оборудования с высокими метрологическими характеристиками. Это и есть ноу-хау, которое выгодно отличает разрабатываемые нами системы от всех существующих аналогов», — пояснил Игорь Широков.

По словам учёных, в мире ещё не существует таких систем, но есть аналоги.

Отличительная особенность метода заключается в том, что один и тот же комплект оборудования может обслуживать одновременно несколько судов. То есть оборудование, стоящее на берегу, работает одновременно со всеми судами, находящимися в зоне радиовидимости. Радиус зоны — 2-3 километра. А оборудование, которое стоит на судне, видит сразу все транспондеры и со всеми работает.

Сейчас учёные работают над тем, чтобы увеличить энергетику и повысить дальность сигнала. Также существуют ограничения по работе на одной частоте. Эти отдельные задачи учёные будут решать в перспективе.

О потенциальных заказчиках

Уже ведутся переговоры с Севастопольским морским торговым портом, Новороссийским портом, в системе также заинтересованы судостроители. Планируется, что система будет использоваться не только в России, но и за рубежом.

Гомодинный метод приёма – метод приёма телеграфных и телефонных сигналов, передаваемых по радио или по проволоке (высокой частотой), в котором процесс детектирования принятых токов высокой частоты совершается с помощью наложения колебаний токов от местного гетеродина с частотой, в точности совпадающей с несущей частотой сигнала.

Фото: Pixabay

Число просмотров: 313
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...