Играем с детьми и развиваем взаимопонимание
Вне зависимости от системы обучения дошкольников и учеников младших классов игре всегда отводилась ведущая роль. Ведь она созвучна природе ребёнка. Речь идёт не просто о досуге, а способе моделирования взрослого мира, о взаимоотношениях людей, приобретении опыта общения и новых знаний. Рассказываем о нескольких играх, предложенных психологом Людмилой Петрановской в книге «Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя». Их вполне можно взять на заметку родителям. Они расширяют словарный запас, развивают память, внимание и творческие способности.
«Намёки»
Вариант с ведущим
Играть можно уже с пятиклассниками, количество детей — любое.⠀
Ход игры
Ведущий предлагает первую букву загаданного слова и какой-то намёк на него, другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в реальной жизни, быть связаны общим сюжетом, высказыванием. Одно слово может быть похоже на другое. Связь может быть чисто ассоциативной, иногда иррациональной. Ограничения минимальны. Важно лишь, чтобы связь была общей для русскоязычных людей. Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово. Часто ответы могут быть не хуже, а даже лучше первого слова. Решите вместе, будете ли вы их засчитывать. Ниже несколько примеров «для разгона».
Для успеха в игре необходимы интуиция, ассоциативное мышление, способность чувствовать ход мысли другого человека. Игра обычно поражает детей сложностью и многообразием связей, существующих между словами в языке — а ведь они в лучшем случае знают только о тематических группах, синонимах и антонимах.
Примеры заданий-намёков, которые помогут познакомить школьников с игрой:
«Снежный ком»
Игра развивает память, внимание, способность сосредоточиться и умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка.
Возраст — любой.
Количество участников — максимум 10-15 человек.
Игра проходит по кругу. Каждому следует знать, после кого он выступает. Время игры — от 5 минут и более.
Ход игры
Первый играющий говорит нераспространенное предложение. Например, «Мальчик идёт». Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово (в любом месте), правильно повторив всё предложение целиком: «Мальчик идёт в кино», «Мальчик быстро идёт в кино».
Игрок, который пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Варианты
Детям помладше нужен ведущий. Они все свои силы тратят на то, чтобы правильно запомнить и вставить слово. После тренировки дети без запинки воспроизводят фразы из двадцати и более слов, причём учатся слова правильно синтаксически связывать (сначала за этим следит учитель, потом подключаются все).
Ребята постарше любят составлять абсурдные фразы. Например, «Синий откусанный стул с задушевным хохотом свисал с потолка». С ними играть труднее, но интереснее. Особое мастерство состоит в том, чтобы своим вставленным словом дать сюжету новый поворот.
Со старшими нужно анализировать и менять правила. Например, не употреблять причастий, исключить союзы и т. д.
А вот ещё одна очень простая, но интересная игра, в которую здорово играть всей семьёй! Она хорошо расширяет словарный запас.⠀
«Словесный конструктор»
Играть можно уже с младшими школьниками и старше.
Играющим понадобятся ручки и бумага.⠀
Ход игры
Выбирается одно длинное слово. Например, «словесность».
Задача играющих — за отведённое время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше слов. Следует оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз.
Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и т. д.
Когда время истекает, списки сверяются: играющие по очереди называют по одному слову, если у кого-то оно тоже есть, он говорит: «Есть», и все играющие это слово вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце проверки останется больше всех слов.⠀
«Рисуем вместе»
Предложите ребёнку нарисовать любой предмет: птичку, кораблик, цветок, чашку, солнышко. Потом он передаёт рисунок вам и вы дорисовываете что-то, чтобы сделать этому предмету хорошо, позаботиться о нём. Например, птичке — ветку или зёрнышки, кораблику – волны и чайку, чашке — красивое блюдце, солнышку — синее небо или море, чтобы красиво в него сесть. Потом вы меняетесь ролями.⠀
Важно! Меняться можно только в том случае, если ребёнок в целом стабилен и рисует «мирные» предметы. Если он в сильном стрессе, пережил опасность или рисует бомбы, ножи, черепа, могилы, чудовища, то игра направлена всегда только в одну сторону – он рисует, вы «обустраиваете».
Например, бомбу оборачиваете толстым одеялом, чтобы осколки никого не ранили, ножик вкладываете в красивые ножны, череп отправляете развеваться на флаге пиратов, могилу огораживаете и сажаете цветы и т. п.⠀
Следите за реакцией ребёнка. Если ему не нравится ваша идея, спросите, что он хотел бы, чтобы его предмету стало лучше и он был неопасным. Придумайте варианты вместе.
Безусловно, совместные игры способствуют созданию и укреплению доверительных отношений. Они влияют на родительский авторитет, что немаловажно для преодоления трудных периодов взросления ребёнка и разрешения конфликтных семейных ситуаций. Игры позволяют усилить веру в свои силы и возможности. К тому же взрослые благодаря игровым практикам могут временно переключится с рутины на непривычную волну.
Фото: edu.gov.ru, vk.com/kvantorium92