Крымские учёные разработали вдыхаемую вакцину от COVID-19

16-10-2020 12:21

Новую вакцину от коронавирусной инфекции создали ученые КФУ имени В.И. Вернадского. Специалисты опирались не только на свой опыт в вирусологии, но и в генетике. Результаты исследования представлены в статье «SARS-CoV-2 will constantly sweep its tracks: a vaccine containing CpGmotifs in ‘lasso’ for the multi-faced virus», опубликованной в международном научном журнале Inflammation Research.

«Наша оригинальная вакцина состоит из одного олигонуклеотида (тиофосфатного фрагмента ДНК) в форме лассо, который сразу несет активатор врожденного иммунитета в виде CpG-островков и антиген, где будет “зашит” небольшой фрагмент генома SARS-CoV-2, чтобы организм идентифицировал его и выработал специфические антитела. После вакцинации таким олигонуклеотидом предполагается, что реальной угрозы от заражения уже не будет», – отметил руководитель лаборатории клеточных технологий и ДНК-лекарств, доцент кафедры биохимии Крымского федерального университета Владимир Оберемок.

Основательность действия вакцины обеспечивается свойствами тиофосфатных олигонуклеотидов, которые эффективно проникают в клетки и имеют пролонгированный эффект.

«Одно из преимуществ нашей вакцины в том, что ее можно принимать интраназально, то есть просто вдыхать, не понадобиться никаких инъекций», – добавил Владимир.

По словам ученого, CpG-островки, присутствующие в структуре генома коронавируса, влияют на возникновение «цитокинового шторма» и тяжелых форм болезни. С начала пандемии их количество снизилось с 439 до 437, значит, летальность от болезни постепенно будет уменьшаться.

«Закрепляться в популяции человека будут штаммы вируса, которые менее опасны, но способны стремительно распространяться. Важно понять, что новый коронавирус с нами навсегда. Именно поэтому нужна конкуренция между различными вакцинами, чтобы находить наиболее эффективные из них в конкретной ситуации и иметь альтернативу в выборе», – сказал биолог.

minobrnauki.gov.ru